Мой Виртуальный Музей
|
Москва
Государственный исторический музей
Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века
Выставка в Государственном историческом музее
27.02.2019–20.05.2019
Выставочный комплекс, пл. Революции. 2/3
Аристократический портрет является важной частью собрания Исторического музея. Портреты представителей древних русских родов и новой знати создавались "для памяти потомству своему…" не только лучшими отечественными столичными и иностранными живописцами, но и скромными усадебными художниками.
Богатство собрания Исторического музея позволяет совершить экскурс в прошлое — в "историю в лицах" и в магию художественного образа. Галерея из 120 живописных портретов, представленных на выставке, была сформирована в основном из национализированных родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых?Стрешневых и других представителей дворянского сословия.
Среди авторов произведений: выдающиеся отечественные мастера — Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин; снискавшие европейскую известность модные французские портретисты середины XIX века — Ш. Мюллер, Ф. К. Винтерхальтер; блистательные отечественные виртуозы салонного великосветского портрета — К. Е. Маковский и И. К. Макаров, классик русского аристократического портрета В. А. Серов.
На выставке представлен единственный в собраниях отечественных музеев портрет графа С. П. Зубова работы знаменитого парижского портретиста Джованни Больдини, а также высокого художественного качества копии с несохранившихся портретов четы графов Салтыковых по оригиналу Л. Э. Виже?Лебрен и графа К. Г. Разумовского по оригиналу П. Ротари. Впервые будет целиком экспонироваться серия портретов семьи князей Шаховских?Голынских, исполненная художником Ф. А. Туловым в 1810–1820?е годы, происходящая из имения Белая Колпь Московской губернии. Несомненный интерес вызовет показ портрета графа А. П. Бестужева?Рюмина 1757–1758 гг. — единственной известной работы талантливого портретиста Ивана Родионова с видеорядом, раскрывающим этапы исследования и реставрации этого редкого портрета русской школы живописи, приобретенного музеем в 2015 г.
Экспозиция сопровождается скульптурными портретами и фотографиями усадебных интерьеров.
На выставке представлены произведения живописи из частной коллекции А. Г. Егорова.
1. Зал выставки
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б)
2. Франкарт. Портрет графа Федора Андреевича Остермана (1723 – 1804) в отрочестве, впоследствии генерал-поручика, действительного тайного советника, сенатора, главы Московской губернии
Российская империя, 1738
Франкарт (Frankardt) 1711/1712, Гамбург – 1743, ?
В нижней части у правого края полустертая надпись Francar F (?) 1738
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево.
В портретной галерее усадьбы были также представлены выполненные Франкартом портреты матери Федора Андреевича Остермана Марфы Ивановны Остерман, урожденной Стрешневой, и его брата, Ивана Андреевича Остермана, которые составили небольшую серию (ГИМ)
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
3. Франкарт. Портрет графини Марфы Ивановны Остерман (1698 – 1781) урожденной Стрешневой, жены вице-канцлера и первого кабинет-министра графа Андрея Ивановича Остермана (1686 – 1747)
Российская империя, Около 1738
Франкарт (Frankardt) 1711/1712, Гамбург – 1743, ?
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево.
В портретной галерее усадьбы были также представлены выполненные Франкартом портреты сыновей графини – Ивана и Федора, которые составили небольшую серию с портретом матери (ГИМ)
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
4. Франкарт. Портрет графа Ивана Андреевича Остермана (1725 – 1822) в отрочестве, впоследствии вице-канцлера (с 1775) и канцлера (1796 – 1797) Российской империи
Российская империя, 1738
Франкарт (Frankardt) 1711/1712, Гамбург – 1743, ?
В нижней части у правого края полустертая надпись Francar 1738
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево.
В портретной галерее усадьбы были также представлены выполненные Франкартом портреты матери Федора Андреевича Остермана Марфы Ивановны Остерман, урожденной Стрешневой, и его брата, Федора Андреевича Остермана, которые составили небольшую серию (ГИМ)
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
5. Неизвестный художник первой половины XVIII века (мастерская Луи Каравакка (?). Портрет Андрея Ивановича Ушакова (1672 – 1747), начальника Тайной канцелярии при Петре I, начальника Канцелярии тайных и розыскных дел (1731 – 1746), генерал-аншефа, сенатора, графа (с 1744)
Российская империя, Санкт-Петербург, 1740-е
Холст, масло
Поступление: записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления.
Изображен в латах, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного, которым в 1740 его наградила Анна Леопольдовна, правительница при малолетнем Иване Антоновиче (Иване VI). В 1741 получил от императрицы Елизаветы Петровны «подтверждение на орден» и, в качестве отдельной награды, бриллиантовую цепь к нему.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
6. Неизвестный художник первой половины XVIII века. Портрет графа Григория Петровича Чернышева (1672 – 1745), сенатора, генерал-аншефа
Российская империя, Санкт-Петербург, 1790-е
Холст, масло
Поступление: записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1931 «из старых поступлений», до 1917 находился в имении графини С.И. Чернышевой-Безобразовой Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии.
Изображен в одеянии ордена Святого Андрея Первозванного, которого он удостоился вместе с графским титулом в 1742 по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны. На столе – знак и лента ордена Святого Александра Невского (1725) и два жалованных портрета Петра I, обрамленных алмазами.
Григорий Петрович Чернышев приобрел половину имения Ярополец в 1717, именно здесь со временем были собраны многие фамильные портреты.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
7. Франкарт. Портрет барона Александра Григорьевича Строганова (1698 – 1754), действительного камергера (1725), действительного тайного советника, генерал-поручика (1730), крупнейшего солепромышленника
Российская империя, конец 1730-х
Франкарт (Frankardt) 1711/1712, Гамбург – 1743, ?
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен со звездой и лентой ордена Святого Александра Невского (1729).
Портреты барона Александра Григорьевича и его жены Елены Васильевны Строгановых работы Франкарта (имя художника неизвестно) входили в голицынскую портретную галерею, поскольку их дочь баронесса Анна Александровна Строганова в 1757 стала женой князя Михаила Михайловича Голицына, сына генерал-адмирала князя Михаила Михайловича Голицына – младшего. В составе приданого было и имение Влахернское (Кузьминки), которое с тех пор принадлежало роду князей Голицыных.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
8. Франкарт. Портрет баронессы Елены (Алионы) Васильевны Строгановой (около 1718 – около 1744), урожденной Дмитриевой-Мамоновой, жены барона Александра Григорьевича Строганова (1698 – 1754)
Российская империя, конец 1730-х
Франкарт (Frankardt) 1711/1712, Гамбург – 1743, ?
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
9. Воллевенс Иоханнес, младший. Портрет князя Михаила Михайловича Голицына – младшего (1684 – 1764), президента Адмиралтейств-коллегии (1750 – 1762), генерал-адмирала (1756)
Западная Европа, Голландия, 1710-е (не позднее 1717)
Воллевенс Иоханнес, младший (Vollevens Johannes II) 1685, Гаага – 1758, Гаага
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, ранее находился в собрании князя С.М. Голицына в имении Дубровицы Московской губернии, до 1883 – в имении С.М. Голицына Влахернское (Кузьминки) Московской губернии. Изображен с орденами Святого Александра Невского (1743) и Святого Андрея Первозванного (1746), приписанными позже.
Портрет выполнен во время его обучения морскому делу в Нидерландах и Великобритании в 1708 – 1717, куда он был направлен Петром I.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
10. Шубин Федот Иванович. Портрет графа Григория Петровича Чернышева (1672 – 1745) (?)
Россия, 1779
Шубин Федот Иванович, 1740 – 1805
Мрамор, бюст
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
11. Боровиковский Владимир Лукич. Портрет графа Николая Петровича Шереметева (1751 – 1809), камергера (1775), обер-камергера (1798), сенатора, тайного советника, директора над театральными зрелищами (1799)
Российская империя, Москва, 1817 – 1819
Боровиковский Владимир Лукич , 1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург
Холст, масло
Поступление: в 1930 в составе коллекция Музея Старой Москвы, в 1819 – 1917 находилась в Странноприимном доме (Шереметевской больнице) графа Шереметева в Москве. Портрет заказан художнику опекунами графа Дмитрия Николаевича Шереметева (1803 – 1871) для Странноприимного дома. Лицо на портрете выполнено с поясного портрета работы Николая Ивановича Аргунова (1770, Санкт-петербург – после 1829, Москва).
Изображен в мундире обер-камергера, с орденом Святого Андрея Первозванного (на стуле – шляпа, на кресле – мантия орденского платья кавалера ордена), орденами Святого Александра Невского, Святого Владимира I степени и Святого Иоанна Иерусалимского. Слева на фоне виден фасад Странноприимного дома, справа – мраморный бюст императора Александра I рабоы Паоло Трискории (?)
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
12. Аргунов Иван Петрович. Портрет Елизаветы Петровны Стрешневой (1751 – 1837) в детстве, последней представительницы боярского рода Стрешневых, впоследствии жены (с 1772) генерал-аншефа Федора Ивановича Глебова (1734 – 1799), статс-дамы (1826)
Российская империя, Москва, около 1760
Аргунов Иван Петрович, 1729, ? – 1802, Москва
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
13. Лигоцкий Иоанн. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой (1744 – 1768), дочери графа Петра Борисовича Шереметева (1713 – 1788). Посмертный
Российская империя, Москва, 1769
Лигоцкий Иоанн, 17?, Санкт-Петербург (?) – 1805, Москва
На оборотной стороне холста подпись: I. Ligosky pinx, Mosco… 1769… 23…
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево
Изображена в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели (вид конного состязания, сменивший средневековые рыцарские турниры), состоявшейся 16 июня 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Карусель была повторена в том же году 11 июля, в ней графиня «славно отличилась в римской кадрили», за что получила третий приз
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
14. Антропов Алексей Петрович. Портрет Петра Андреевича Колычёва (17? – не ранее 1782), полковника, капитана Семеновского полка
Российская империя, Москва, 1767
Антропов Алексей Петрович, 1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург
Справа на фоне подпись: A: Antropov pin: 1767
На оборотной стороне холста надпись: Петръ Андреевич Колычевъ полковникъ Калужский воевода Л-гв Семеновского полка капитанъ 1775
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии.
В Исторический музей портрет поступил в составе небольшой фамильной портретной галереи Колычёвых вместе с парным портретом его жены Анны Ивановны Колычёвой (17? – не ранее 1781) работы Алексея Петровича Антропова.
Изображен в мундире офицера гвардейской пехоты
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
15. Антропов Алексей Петрович. Портрет Анны Ивановны Колычёвой (17? – не ранее 1781), жены полковника Петра Андреевича Колычёва (17? – не ранее 1782), дочери капитана флота Федора Ивановича Ивашкина
Российская империя, Москва, 1768
Антропов Алексей Петрович, 1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург
В левом нижнем углу подпись: А(?) Антропов /…са 1768/ … осква
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда, до 1917 находился в имении Колычёвых Лукино Звенигородского уезда Московской губернии.
В Исторический музей портрет поступил в составе небольшой фамильной портретной галереи Колычёвых вместе с парным портретом мужа Анны Ивановны Колычёвой – Петра Андреевича Колычёва работы Алексея Петровича Антропова.
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
16. Людерс Давид. Портрет подполковника Украинского ландмилицкого полка князя Алексея Никитича Волконского (172? – 1781), полковника того же полка с 28 июня 1762 (день прихода к власти Екатерины II), генерал-майора с 30 ноября 1762
Российская империя, 1758
Людерс Давид (Lüders David) , 1710, Гамбург – 1759, Москва
На оборотной стороне холста внизу подпись: Lüders fec, 1758
Холст, масло
Поступление: в 1927 из Государственного музейного фонда. Изображен в мундире Украинского ландмилицкого полка
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
17. Христинек Карл Людвиг (Логгин Захарович). Портрет князя Якова Петровича Шаховского (1705 – 1777), обер-прокурора Священного Синода (1741 – 1753), генерал-кригскомиссара (1753 – 1760), генерал-прокурора (1760 – 1761), сенатора (с 1762), автора «Записок»
Российская империя, Санкт-Петербург, 1766
Христинек Карл Людвиг (Логгин Захарович) , 1732/1733, Санкт-Петербург – между 1792 и 1794, Санкт-Петербург
Холст, масло
Поступление: в 1924 из Государственной Третьяковской галереи. Портрет был заказан князем Шаховским в связи с завершением его карьеры в 1766. Изображен со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного (1762) и знаком ордена Святого Александра Невского на шейной ленте. Перед ним лежит указ Екатерины II, принявшей в 1766 его настоятельную просьбу об отставке.
Портрет послужил основой для последующей иконографии князя в живописи и гравюре, а также для скульптурного бюста работы Якова Ивановича Земельгака, представленного на выставке
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
18. Неизвестный художник второй половины XVIII века. Портрет графини Анны Алексеевны Матюшкиной (1722 – 1804), урожденной княжны Гагариной, жены (с 1754) графа Дмитрия Михайловича Матюшкина (1725 – 1800), статс-дамы
Российская империя, 1774
На оборотной стороне холста надпись орешковыми чернилами: графиня Матюшкина pinxit 1774
Холст, масло
Поступление: в 1928 в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стрешнево
Изображена в «русском» придворном платье, введенном Екатериной II. На груди – миниатюрный портрет императрицы, обрамленный алмазами, на голубом муаровом банте – знак статс-дамы, пожалованный в день коронации Екатерины II (22 сентября 1762).
В портретной галерее князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых портреты графини и членов ее семьи оказались в связи с тем, что ее муж граф Дмитрий Михайлович Матюшкин и владелец Покровского-Стрешнева Петр Иванович Стрешнев (1711 – 1771) были четвероюродными братьями, – такая степень родства в XVIII веке считалась достаточно близкой. Их предки были женаты на родных сестрах, одна из которых – Евдокия Лукьяновна Стрешнева – стала второй женой царя Михаила Федоровича и матерью царя Алексея Михайловича. Родство с царской фамилией, хоть и отдаленное, придавало Стрешневым и Матюшкиным особую значимость в обществе
Фото 2 марта 2019 года
А)
Б) Фрагмент
В) Фрагмент
По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru |