Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Час потехи
Введение. Избранное
Выставка в Государственном историческом музее

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Афиши


11.10.2019–16.03.2020
Выставочный комплекс Исторического музея; площадь Революции, 2/3

Исторический музей представляет выставку, рассказывающую о праздниках, потехах и массовых гуляниях в России XVII — начала XX века. Около 400 экспонатов расскажут о традиционных развлечениях — балаганах, кулачных боях и катаниях с гор, а также о новых, появлявшихся с изменением жизненного уклада империи, — фейерверках, променадах, цирках, кинематографе. Размещенный в экспозиции шкаф "Археология потехи" позволит увидеть артефакты Каменного, Бронзового веков, Античности и Средневековья — свидетельств забав в древности.

В разделе, посвященном пирам и застольям, будут представлены редчайшие экспонаты — пряники XIX в., которые служили украшением стола как в крестьянской избе, так и на царском пиру. Столовые обманки, сосуды для вина, браги и меда дополнят атмосферу праздничного обеда. Обязательным атрибутом зимних народных гуляний были сани. Яркие экземпляры старинных саней будут представлены в разделе выставки, посвященном маскарадным увеселениям: карнавальные сани времен Екатерины Великой, в том числе роскошные сани со скульптурой Минервы, богини мудрости, проезжавшие по улицам Москвы во время устроенного императрицей просветительского маскарада; народные расписные свадебные сани.

Среди экспонатов выставки можно будет увидеть замечательную коллекцию праздничных народных костюмов и головных уборов разных регионов России, а также коллекцию городского костюма XVIII — начала XX века. Яркие наряды придавали особую красочность как зимним, так и летним народным гуляниям: шубки, манто, бархатные кафтаны, кружевные зонтики, шляпы с цветами, расшитые платки. Наряды модников и модниц прошлых столетий станут настоящим украшением экспозиции.

Посещение крупных городских праздников было важной частью жизни знатных семей. С петровских времен новой формой таких гуляний стал "просветительский сад", а "потешные" детали стали одним из важнейших элементов любого торжества. Сумочка?ананас, огурцы для закуски, сделанные из фарфора, фляга?кукиш и кружка, из которой выпрыгивает лягушка и многие другие забавные предметы, вызывавшие удивление публики столетия назад, не оставят равнодушными и современного зрителя.

"Потешные огни" или фейерверки, обретшие особый размах при Петре I, служили и развлечением, и средством пропаганды императорских реформ. Представленный на выставке изобразительный ряд с документальной достоверностью показывает композиции фейерверков, создававшиеся в XVIII веке.

Популярным видом развлечений были не только зрелища и представления, но и игры. Среди разных слоёв населения были распространены такие игры как свайка, гусёк, бабки. В некоторые продолжают играть до сих пор, а некоторые оказались забыты. Особенным пространством на экспозиции является зона "Детская потеха", где дети смогут отдохнуть, поиграть, а также выучить смешные коротенькие стихи, которые когда?то выкрикивали на площадях и улицах.

С помощью мультимедийных программ посетители увидят реконструкцию фейерверка и ознакомятся с "винной картой" трактиров и ресторанов.

Выставка не только продемонстрирует интереснейшие предметы из коллекции Исторического музея, связанные с русскими праздниками и развлечениями, но и даст возможность посетителям самим поучаствовать в традиционных русских потехах.

1. Зал выставки

А) Фото 12 октября 2019 года




Б) Фото 2 января 2020 года




В) Фото 2 января 2020 года




Г) Фото 2 января 2020 года




Д) Фото 2 января 2020 года




Е) Фото 12 октября 2019 года




2. Пряники

В виде мужской фигуры на коньках, женской и мужской фигур, композиции из виноградных гроздей, свернутой в кольцо рыбы стерляди
Россия, Тверь. Вторая половина XIX в.
Тесто, печать
Фото 12 октября 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




3. Елочные игрушки

Солнце, боярин, мальчик, рыбка, птицы, конек
Россия, Московская губ., Сергиев Посад
Начало XX в.
Папье-маше
Фото 12 октября 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




4. Короб для сидения на круговых качелях

Россия, Вологодская губ., д. Кононово
1870-е гг.
Дерево; столярная работа, резьба
Качели были разнообразные. Самые древние имели форму лодки. Качели могли подбрасывать вверх и переворачиваться. Известны перекидные на перекладине, на которую, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним кабинами для желающих покататься.
Фото 2 января 2020 года

А)




Б)




В)




Г) Фрагмент




5. Голова «Козы»

Россия. Первая половина XIX в.
Дерево
Поводырь с медведем надевал на голову сопровождавшего его ряженого, обычно подростка, мешок, сквозь который была продета палка с козлиной головой и приделанным к ней деревянным языком, от хлопанья которого происходил страшный шум. Обычно ряженый выплясывал вокруг Михайло Иваныча.
Фото 2 января 2020 года




6. В.Т. Савинов. Скворечники в виде мужской и женской фигур

Россия, Московская губ., Егорьевский уезд, д. Тимерево
Вторая половина XIX в.
Дерево; резьба, раскраска
Деревенский мастер Василий Тимофеевич Савинов создал множество уникальных произведений искусства, не совсем типичных для быта крестьян. В скворечниках до сих пор сохранились гнезда бывших обитателей.
Фото 2 января 2020 года

А)




Б)




7. Складная картинка (Пазлы) «Сельский праздник»

Россия, Москва. 1843 г.
Типография Д. Трегубова
Картон, бумага, дерево
Фото 2 января 2020 года




8. Шарманка

Россия. XIX в.
Береза, металл; резьба, набор, инкрустация, роспись
Шарманка (от фр. Charmante Catherine «Прекрасная Катрин», название одной из первых песен, исполненных на шарманке) – механический инструмент для воспроизведения музыкальных произведений, изобретенный итальянцем Барбьери. В России ее иногда называли «Катаринка». Первоначально использовалась для обучения певчих птиц и называлась «чижовка» или «дроздовка». Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести от шести до восьми мелодий, записанных на валике.
Фото 2 января 2020 года

А)




Б)




В) Фрагмент




9. Навершие мачты речного судна в виде личины солнца и хоровода

Россия, Нижегородская губ.
XVIII в.
Дерево, металл; резьба, раскраска
Фото 2 января 2020 года




10. Скворешня

Россия, Вологодская губ., Тотемский уезд, д. Бурцевская
1916 г.
Дерево
Фото 2 января 2020 года

А)




Б)




В)




11. Причелина воротная

Россия. XIX в.
Дерево; резьба
Фото 2 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




12. Наличник оконный

Россия. XIX в.
Дерево; резьба
Фото 2 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) (Возможно тут не сфотографирована мной табличка)




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




13. Гитара семиструнная

Фирма «Миллер»
Россия. Начало 1900-х гг.
Дерево, металл
Принадлежала А.А. Денисовой, сестре П.А. Заломова, прототипа Павла Власова в романе Максима Горького «Мать».
Пятиструнная и шестиструнная гитары появились в России в конце XVIII в. Шестиструнная с начала XIX в. стала модным инструментом и в аристократической, и народной среде. Русская семиструнная представляет особый вид гитары, которая пользовалась популярностью до середины XX в.
Фото 2 января 2020 года




14. Гусли крыловидные

Россия. Вторая половина XIX в.
Дерево, металл
Гусли были трех видов: лирообразные, крыловидные и шлемовидные. Самые древние – лирообразные, с 5 – 6 струнами и небольшим диапазоном звучания. Былинные Садко и Добрыня Никитич играли именно на таких. В XIV в. лирообразные гусли вышли из употребления. Затем появились крыловидные гусли, традиционные для русской народной музыкальной культуры, на них играли и в XX в. Шлемовидные гусли были распространены в народной среде марийцев и чувашей. Именно они очень популярны в произведениях изобразительного искусства и кино на темы русского быта.
Фото 2 января 2020 года




15. Балалайка

Россия. Вторая половина XIX в.
Дерево, инкрустация
Предком русской балалайки считается калмыцкая домбра, двухструнный музыкальный инструмент с длинным грифом. К концу XVII в. русские мастера укоротили гриф и добавили третью струну, так появился традиционный русский народный инструмент. Член Санкт-Петербургской академии наук, знаток российской музыкальной жизни Якоб фон Штелин (1712 – 1785) посвятил балалайке главу в книге «Музыка и балет в России XVIII в.» «Редко когда не встретишь в каком-нибудь дворе мужичка, – писал он, – который на этом “антихудожественном инструменте славянского происхождения” наигрывает свои вещички дворовым девкам. Инструмент можно было купить в любой лавке или изготовить самому. Для каждого праздничного случая существовал свой наигрыш: “под песни”, “под пляску”, “под частушки”, а также “под драку”»
Фото 2 января 2020 года




16. Жалейки

Россия, Белгородская губ., с. Больше-Быково
Камыш
Музыковеды считают, что название инструменту дано из-за жалостливого звучания. В старину на жалейках играли на кладбищах, жальниках (могильниках, погостах). В разных местностях музыкальный инструмент имел свое название: в Курской и Тверской губерниях – рожок (вероятно из-за того, что для усиления звука оканчивался рогом); в Воронежской и Белгородской – пищук.
Фото 2 января 2020 года




17. Фризы – элементы убранства крестьянских домов

Россия. XIX в.
Дерево; резьба
Фото 2 января 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru