Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

История России XVIII - XIX вв.

Постоянная экспозиция Исторического музея



1. Серов Валентин Александрович. Портрет В.А. Бахрушина.1899 г.

Годы жизни художника: 1865 – 1911
Холст, масло
Бахрушин Василий Алексеевич (1832 – 1906), потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии. Руководил обширной торговлей «Товарищества Алексея Бахрушина сыновей». Гласный Московской городской думы с 1877 г., выборный Московского биржевого общества. Основатель и председатель совета больницы и родильного приюта им. братьев Бахрушиных. Звание «Почетный гражданин г. Москвы» получил «за многолетнюю благотворительную деятельность на пользу беднейшего населения г. Москвы».
Фото 30 января 2016 года




2. Верещагин Василий Петрович. Великая княгиня Софья срывает пояс. После 1861 г.

Полное название картины: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно»
Годы жизни художника: 1835, Пермь – 1909, Санкт-Петербург
Холст, масло
В 1861 г. пять художников – П.П. Чистяков, В.П. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, К.Ф. Гун и К.Б. Вениг – исполнили академическую программу на драматический сюжет из отечественной истории первой половины XV века. Верещагиным был исполнен эскиз и оконченное полотно, за которое он получил звание классного художника 1-й степени и был награжден большой золотой медалью. Картина из собрания Исторического музея является авторским повторением, исполненным в 1860-е гг.
Софья Витовтовна (1371 – 1453), дочь великого князя Литовского, жена великого князя Московского Василия I (сына Дмитрия Донского). В малолетстве своего сына Василия II управляла княжеством. В 1451 г. руководила обороной Москвы от татар.
На картине изображено событие 8 февоаля 1433 г., произошедшее на свадьбе Василия Васильевича, на которую приехали его двоюродные братья: Дмитрий (Шемяка) и Василий (Косой) Юрьевичи. На Василии Косом был надет пояс, который был подарен Суздальским князем Дмитрием московскому князю Дмитрию Донскому. Софья, считая пояс за родовую собственность, которая перешла в чужие руки мошенническим путем, собственноручно сняла его и взяла себе.
Фото 30 января 2016 года




3. Шукаев Григорий Федорович. Сцена Севастопольской обороны. Первое бомбардирование 5 (17) октября 1854 г.. 1872 г.

В.А. Корнилов и П.С. Нахимов на 5-м бастионе
Годы жизни художника: 1810 – 1883, Санкт-Петербург
Холст, масло
«Едва раздались первые выстрелы, как Корнилов, в сопровождении своего штаба, поскакал на 4-й бастион, а оттуда вдоль оборонительной линии отправился на 5-й. Там он встретил Нахимова уже готового, по своему обыкновению, разделить все опасности со своими товарищами-моряками. Раненый, с окровавленным лицом, Нахимов не щадил своей жизни и в порыве геройского увлечения сам направлял орудия, открыто становясь в амбразуры»
Фото 30 января 2016 года




4. Шварц Вячеслав Григорьевич. Иностранные посланники в Посольском приказе. 1867 г.

Годы жизни художника: 1838, Курск – 1869, Курск
Холст, масло
Картина написана в 1867 г., экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Вероятно, на картине изображены два голштинских посланника из посольства Адама Олеария к царю Михаилу Федоровичу в 1633 – 1639 гг. – Филипп Крузиус и Отто Бругман. Критик В. Стасов писал: «Эту картину, по-настоящему, надо было бы назвать Европа и Россия XVII»
Шварц Вячеслав Григорьевич (1838 – 1869 гг.), живописец, рисовальщик, гравер. В 1865 г. избран в члены Русского Археологического общества. Академик с 1865 г. За оформление русского отдела на всемирной выставке награжден орденом Почетного легиона.
Фото 30 января 2016 года




5. Воробьев Максим Никифорович. Усадьба Аракчеева Грузино. Общий вид из-за Волхова. 1810 е

Полное название картины: Усадьба графа А.А. Аракчеева Грузино. Общий вид из-за реки Волхов
Годы жизни художника: 1787, Псков – 1855, Санкт-Петербург
Холст, масло
Фото 30 января 2016 года




6. Неизвестный художник. Портрет М.В. Ломоносова. Середина XVIII в.

Холст, масло
Фото 30 января 2016 года




7. Петр Карлович Клодт. Русский витязь. Середина XIX в.

Годы жизни скульптора: 1805, Санкт-Петербург – 1867, Финляндия
Бронза
Клодт Пётр Карлович (1805 – 1867), скульптор и литейный мастер. Широко известны его произведения: 4 группы укротителей коней на Аничковом мосту (1849 – 1850 гг.), памятник И.А. Крылову в Летнем саду (1848 – 1855 гг.) и Николаю I (1856 – 1859 гг., совместно со скульпторами Н.А. Рамазановым и Р.К. Залеманом) в С.-Петербурге.
Фото 30 января 2016 года

А)




Б)




8. Зал музея №34. Экономика пореформенной России

Фото 30 января 2016 года




9. Пороховников Павел Иванович. Русский крестьянин. Этюд. 1883 – 1884 гг.

Годы жизни художника: 1825 – 1888
Холст, масло
Фото 30 января 2016 года




10. Пороховников Павел Иванович. Еврей-нищий. Этюд. 1883 – 1884 гг.

Годы жизни художника: 1825 – 1888
Холст, масло
Фото 30 января 2016 года




11. Бенжамен Патерсен. Катание с гор на реке Неве. 1803

Годы жизни художника: 1750, Варберг, Швеция – 1815, Санкт-Петербург
Холст, масло
Фото 30 января 2016 года

А)




Б) Фрагмент




12. Дмитриев-Мамонов Эммануил Александрович. Портрет П.В. Киреевского. 1840-е

Годы жизни художника: 1824, Москва – 1884 (1883 по старому стилю), Санкт-Петербург
Холст, масло
Киреевский Петр Васильевич (1808 – 1856) – историк, писатель, переводчик, этнограф, фольклорист. Учился в Московском Университете, в 1829 – 1830 путешествовал по Германии, слушал лекции в Мюнхенском университете, в 1831 – 1835 служил в Архиве Министерства Иностранных дел. С 1839 года жил в Москве и своем имении Слободка Орловской губернии. В течение 25 лет Киреевский собирал материалы, лишь частично изданные при жизни автора в сборнике «Русские народные песни, собранные Петром Киреевским». В.П. Киреевский был близок со многими москвичами славянофильских убеждений, прежде всего, со своим братом И.В. Киреевским и поэтом Н.М. Языковым.
Э.А. Дмитриев-Мамонов писал, что Киреевский был «простой степной помещик с усами, в венгерке, с трубкой в зубах и с неотступно следовавшим за ним всюду водолазом Кипером … одет в святославку, в кружок стриженный – вместе с этим аскет …»
Портрет не окончен, на дальнем плане – панорама московского Кремля (рисунок карандашом).
Фото 30 января 2016 года




13. Сани маскарадные. Россия. Первая половина XVIII в.

Годы жизни художника: 1824, Москва – 1884 (1883 по старому стилю), Санкт-Петербург
Дерево, левкас, темпера, лак, металл, бархат, тесьма;
Резьба, роспись, золочение, ковка
С эпохи петровских преобразований в жизнь русского общества вошли разнообразные торжественные шествия. В великолепных маскарадных процессиях участвовали более полусотни саней и экипажей придворных.
Фото 30 января 2016 года

А)




Б) Фрагмент




14. Полукресло. Россия. Вторая четверть XIX в.

Палисандр, фанеровка, латунь, рытый бархат (stamped velvet); инкрустация
Фото 24 февраля 2017 года




15. Бюро. Россия. Последняя четверть XVIII в.

Различные породы дерева, бронза; фанеровка, полировка, сукно
Фото 24 февраля 2017 года

А)




Б)




16. Часы каминные. По модели Рейхе. Париж. 1807

Бронза, эмаль, стекло; литье, золочение
Фото 24 февраля 2017 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru