Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Река Конго. Искусство Центральной Африки

Из собрания музея на набережной Бранли (Париж)
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

17.05.2016 – 04.09.2016
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веко

В начале XX столетия африканское искусство привлекло пристальное внимание европейских художников и оказало непосредственное влияние на развитие мирового искусства. Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки. Из собрания музея на набережной Бранли (Париж)» представляет 190 произведений традиционного африканского искусства в пространстве Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, в постоянной экспозиции которой находятся работы Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других мастеров, вдохновлявшихся искусством Африканского континента.

Выставка, подготовленная парижским музеем на набережной Бранли, рассказывает о культуре народов, населяющих территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также части Анголы. Эти народы, живущие в бассейнах рек Конго и Огове, относятся к языковой группе банту. Но объединяет их не только язык. Их традиционное искусство также представляет собой уникальную систему, все элементы которой взаимосвязаны.

Куратор выставки Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые легли в основу его прицельного изучения художественной культуры экваториальной Африки. В соответствии с этим видением и были определены основные разделы выставки.

В первом разделе представлены так называемые маски в форме сердца, созданные народами, живущими в тропических лесах Центральной Африки. Лоб, надбровные дуги и щеки на этих масках образуют форму сердца. Этот архетип встречается в искусстве таких этнических групп как квеле, фанг (Габон), лега (восточная часть современной Демократической Республики Конго) и некоторых других. Среди привезенных экспонатов примечательны маски, обрамленные закругленными рогами, которые олицетворяют образ антилопы – животного, имеющего особое значение в культуре народности квеле, традиционно занимающейся охотой. Также здесь экспонируются маски духов-защитников народа фанг, которые называются нгон нтанг и имеют изображения лиц с двух, а в некоторых случаях и с четырех сторон.

Второй раздел выставки посвящен реликвариям и изображениям предков. Представленные произведения традиционного искусства прекрасно иллюстрируют важное значение культа предков для носителей языков группы банту, живущих в Центральной Африке. Несмотря на определенные различия в ритуалах, для многих народов этого региона характерно сохранение черепов и костей почитаемых воинов, вождей, пра-матерей и женщин, достойных особого уважения, а также создание изображений опасных предков и людей, умерших насильственной смертью, дабы предотвратить влияние их негативной энергии. Останки помещали в особые короба и корзины, которые охранялись специально для этого предназначенными скульптурами (эйма бьери у народности фанг или мбулу нгулу у кота). Некоторые народы создавали антропоморфные статуэтки, которые выполняли роль реликвариев для останков почитаемых предков и в то же время являлись их защитниками. Среди экспонатов можно увидеть небольшие статуэтки предков, созданные представителями народности бембе, которые верят в то, что эти скульптуры служат посредниками между людьми и божественными силами. Фигурки украшены резьбой, напоминающей шрамированные орнаменты, которыми покрывают свои тела бембе.

В третьем разделе на примере произведений традиционного искусства раскрывается роль женщины в культуре сообществ, живущих на территориях субэкваториальных саванн Центральной Африки. Женские образы, созданные в этом регионе, имеют символическую связь с жизненными циклами, новолунием, временами года, сельским хозяйством и всеми формами плодородия. Изображение женщины обладает особым значением, ведь именно она, по представлениям местных жителей, соединяет землю и звездный небосвод, является связующим звеном между людьми и потусторонними силами, а также духами самых почитаемых предков. Особое внимание привлекают маски окуйи, созданные мастерами народности пуну. Впервые появившись в Европе, они получили название «японских», благодаря сходству с масками театра Но. Использование таких масок, как ритуальное изображение духа прекрасной молодой девушки, было характерно не только для пуну, но и для некоторых других народностей этого региона.

С конкретными примерами влияния африканского искусства на художественный авангард начала XX столетия посетители смогут познакомиться в четвертом разделе выставки, который называется «Путь к абстракции». В экспозиции представлены ткани народности куба, которые находились в личной коллекции художника Анри Матисса, а сейчас хранятся в собрании музея на набережной Бранли, а также разнообразные типы африканского оружия. Абстрактные орнаменты тканей и извилистые очертания метательных ножей, характерные для Центральной Африки, во многом вдохновили французского мастера на создание его знаменитых декупажей, несколько из которых также будут показаны на выставке. Данный раздел был подготовлен музеем на набережной Бранли специально для ГМИИ им. А.С. Пушкина, в собрании которого находятся знаменитые произведения начала XX века, демонстрирующие влияние африканского искусства.

Куратор выставочного проекта Франсуа Нейт – философ, этнолог, историк искусства и археолог. Член бельгийской Королевской академии колониальных стран, монах бенедиктинского монастыря Святого Андрея (Оттиньи-Лувен-ла-Нёв, Бельгия), почетный профессор Католического университета в Лувене. Родился в Ликаси, где прожил более двадцати лет. После изучения археологии и истории искусств в Европе, вернулся в Африку, где преподавал историю африканского искусства в университетах Бельгийского Конго (с 1971 по 1997 – Заир, ныне – Демократическая Республика Конго). Автор многочисленных исследований и публикаций по искусству Центральной Африки.

1. Маска. Габон. Народность пуну

Конец XIX – начало XX века
Дерево, пигменты, каолин
Фото 6 августа 2016 года





2. Маска. Демократическая республика Конго. Народность лега

Начало XX века
Слоновая кость
Фото 6 августа 2016 года




3. Маска. Демократическая республика Конго. Народность лега

Начало XX века
Кость, перья
Фото 6 августа 2016 года




4. Миниатюрная маска. Демократическая республика Конго. Народность лега

Начало XX века
Кость
Фото 6 августа 2016 года




5. Статуэтка-амулет. Демократическая республика Конго. Народность лега

Начало XX века
Дерево
Фото 6 августа 2016 года




6. Маска. Габон. Народность фанг

XIX век
Дерево, пигменты
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




В)




7. Маска. Габон. Народность фанг

Конец XIX века
Дерево, пигменты, латунь
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




8. Маска. Демократическая республика Конго. Народность суку

XX век
Дерево, каолин
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




9. Маска. Габон. Народность кота

XX век
Дерево, пигменты, растительные волокна
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




10. Маска. Габон. Народность фанг

XIX век
Дерево
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




В)




Г)




11. Маска. Габон. Народность фанг

XIX век
Дерево
Фото 6 августа 2016 года

А)




Б)




В)




Г)




12. Маска. Габон, провинция Волё-Нтем. Народность фанг

Начало XX века
Дерево
Фото 6 августа 2016 года




13. Маска. Габон. Народность фанг

XIX век
Дерево, каолин
Фото 6 августа 2016 года




14. Маска. Габон. Народность фанг

XX век
Дерево
Фото 6 августа 2016 года




15. Маска. Габон. Народность фанг

Конец XIX век
Дерево, пигменты
Фото 6 августа 2016 года




16. Маска. Габон. Народность квеле

Начало XX века
Дерево, каолин
Фото 6 августа 2016 года




17. Маска. Габон. Народность квеле

Начало XX века
Дерево, каолин
Фото 6 августа 2016 года





Рейтинг@Mail.ru