Мой Виртуальный Музей
|
Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина
19 ноября 2019 – 26 января 2020
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», посвященную 180-летию изобретения фотографии. Зрители увидят уникальные образцы трех редких технологий в истории фотографического искусства, которые не только не позволяли тиражировать произведения, но и явились первыми в своем роде. Первым фотографическим изображением, первой цветной фотографией, первым моментальным отпечатком. В экспозицию войдут 115 работ, существующих в единственном экземпляре, из музеев Франции, Австрии и России. Среди авторов: Луи Дагер, Сергей Левицкий, Леон Жимпель, Антонен Персонна, Стивен Шор и Хельмут Ньютон.
Датой изобретения фотографии считается 19 августа 1839 года, когда на заседании Академии наук был обнародован доклад о технологии, придуманной французом Луи Жаком Манде Дагером и названной его именем. Франция открыла всему миру секрет фотографии, и мир с удивлением впервые увидел свои отражения.
На протяжении своей 180-летней истории фотография воспринималась как тиражный способ создания изображений. Специфику фотографии составляет документальность, достоверность, возможность увековечить мгновение. Взаимоотношения линз, химических реагентов и света с воспроизводимой натурой создали новое искусство. Искусство технологии, где первыми из первых стали дагеротипия, автохром, поляроид. Единичные фотографии оказались столь же уникальными, как рукотворные произведения художников. Очарование неповторимых отпечатков привлекало многих фотографов и художников, любителей и профессионалов. Несерийные технологии создания отпечатков, заняли особую нишу в истории фотографии.
Спецификой экспозиции «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» является экспонирование вещей, созданных столь непохожими способами и в столь разное время в одном пространстве, представляя новый взгляд на феномен фотографии, на ее качества как произведения искусства, неповторимого в своем роде. Тиражная фотография обычно имеет цифровое обозначение через знак «/», что отмечает номер отпечатка из тиража, к примеру: 2/5 – второй отпечаток из пяти. В названии выставки подчеркивается уникальность фотоснимков: тираж 1/1 – один из одного. Выставка не делит фотографию по жанрам, а технологии не представлены в хронологическом порядке. Мотивы и темы работ иллюстрируют разнообразие интересов как профессиональных фотографов, так и любителей фотографии на протяжении всей ее истории.
Дагеротип считается первым фотографическим процессом — искусство светописи началось именно с дагеротипии. На выставке будут представлены дагеротипы из собрания Национальной библиотеки Франции в Париже и Государственного исторического музея в Москве, датированные 1840–1850 годами, дающие представление об особенностях технологи, вариантах оформления пластин, типичных темах и мотивах, географии распространения.
Автохром считается первым цветным процессом фотопечати. Он был запатентован во Франции изобретателями кинематографа братьями Люмьер в 1903 году. Автохромы оставались единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до середины 1930-х годов. На выставке будут представлены автохромы из собрания Французского фотографического общества в Париже, относящиеся к периоду с 1907 по 1930 год.
Поляроидные отпечатки стали первым способом получения мгновенных цветных изображений. Метод был запатентован в 1947 году и получил массовое распространение в 1970-х – 1980-х. Единичный цветной отпечаток на готовой карточке Polaroid в своем роде оказался предшественником цифровой фотографии – результат съемки можно увидеть моментально. На выставке будут представлены работы из крупнейшего собрания поляроидов Коллекции Остлихт в Вене, датированные 1970–1980 годами.
Экспозиция располагается в семи залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, три из которых занимают тематические инсталляции, посвященные представленным технологиям.
На выставке будут представлены работы изобретателя фотографии француза Луи Жака Манде Дагера, одного из ключевых английских дагеротипистов Антуана Клоде, а также известного мастера светописи в Российской империи – Сергея Левицкого; автохромы Антонена Персонна – коллекционера работ импрессионистов и талантливого фотографа Французского фотографического общества. Среди поляроидов работы американского пейзажиста Энсела Адамса, пионера итальянской цветной фотографии Луиджи Гирри, американских фотографов Стивена Шора и Аарона Сискинда, а также знаменитого фэшн-фотографа Хельмута Ньютона. Работы предоставлены Национальной библиотекой Франции и Французским фотографическим обществом в Париже, фотографической Коллекцией Остлихт в Вене и Государственным историческим музеем в Москве.
1. Залы выставки
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
2. Денис Фарбер. Следование ритуалу. 1989
Polacolor 20 x 24
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
3. Аарон Сискинд. Без названия. 1982
Polaroid SX-70
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
4. Дезире Милле. Без названия. 1854 – 1860
Дагеротип, подкраска
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
5. Неизвестный автор. Без названия [Живописный портрет Стендаля в военной форме]. 1842 – 1855
Дагеротип, подкраска
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
6. Энсел Адамс. Автопортрет. 1 июня 1978
Polaroid SX-70
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
7. Мюриэль Эрман-Мандель. Японка. 1983
Polaroid T600 Highspeed, 42 отпечатка
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
8. Луи Жак Манде Дагер. Без названия. 1840 – 1845
Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
9. Неизвестный автор. Портрет неизвестной. 1847 – 1850-е
Дагеротип, акварель
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
10. Жан-Батист Луи Гро. Портрет французского художника Фредерика Буржуа де Мерсея. 1850 – 1851
Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
11. Братья Цвернер. Портрет А.И. Сухопрудской и Е.А. Рейнгардт. 1845, Санкт-Петербург
Дагеротип, акварель
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
12. Сергей Левицкий. Портрет неизвестных. 1849 – 1855, Санкт-Петербург
Дагеротип, белила
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
13. Неизвестный автор. Без названия. 1845 – 1852
Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
14. Иосиф Пейшес. Портрет Е. Сенявиной. 1854, Москва
Дагеротип
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
15. Антонен Персонна. Без названия. 1907 – 1936
Автохром
Французское фотографическое общество, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
16. Шарль Адриен. Без названия. 1907 – 1930
Автохром
Французское фотографическое общество, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
17. Неизвестный автор. Расклейщик афиш. 1845 – 1850
Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
18. Александр Герман Блюменталь. Портрет неизвестной. 1847 – 1849, Москва
Дагеротип
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
19. Алма Дэвенпорт. Без названия. Из серии «Тотем». №23. 1977
Polaroid T808
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
20. Адольф Легро. Без названия. Около 1857
Дагеротип
Национальная библиотека Франции, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
21. Цунэо Энари. Без названия. Из серии «Японские “военные невесты”». 1977
Polaroid T808
Коллекция Остлихт, Вена
Фото 14 декабря 2019 года
22. Шарль Адриен. Без названия. 1907 – 1930
Автохром
Французское фотографическое общество, Париж
Фото 14 декабря 2019 года
23. Иосиф Пейшес. Семейный портрет. 1847 – 1850-е, Москва
Дагеротип
Государственный исторический музей, Москва
Фото 14 декабря 2019 года
А)
Б)
|