Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Тату

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина

3 марта – 31 мая 2019 года
Выставка была закрыта в связи с эпидемией COVID-19
Галерея искусств стран Европы и Америки XIX – XX веков

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака представляет выставочный проект «Tату», посвященный искусству татуировки. В экспозицию войдут около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата, раскрывающих историю этого феномена. Ранее проект с успехом был представлен в различных музеях мира (Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Королевский музей Онтарио, Филдовский музей естественной истории, Музей естественной истории Лос-Анджелеса, Музей изящных искусств Гаосюна). Московский показ будет дополнен предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций.

Выставка расскажет об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы активных сегодня тату-мастеров будут показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок, – ведущие современные мастера со всего мира: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта и другие.

Кураторы выставки Анн и Жюльен / HEY! Modern Art and Pop Culture – знатоки истории татуировки. В рамках основанной ими платформы HEY!.. они исследуют явления массовой, элитарной и маргинальной культур и их взаимовлияния, посвящая им различные проекты. Один из них – выставка «Тату», впервые показанная в 2014 году в Музее на набережной Бранли и ставшая на сегодня знаковой.

Пройдя путь от традиционной телесной практики до неотъемлемой части современной визуальной культуры, татуировка давно заслужила музейное осмысление. Принимая этот проект, ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует свою миссию не только как музей изобразительного искусства, но и как музей истории цивилизаций. Выставка, которую увидит московский зритель, содержит дополнительные разделы, она значительно дополнена произведениями изобразительного искусства из российских музейных и частных собраний и рассказывает о феномене татуировки в широком контексте истории культуры. Представляя более чем 3000-летнюю историю одной из самых древних практик модификации тела, выставка-исследование расскажет о многообразии форм и функций татуировки, об их трансформациях под влиянием различных обстоятельств и о значении татуировки в современной культуре.

1. Залы выставки

Фото 15 марта 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




Ж)




Со стенда на выставке:

Введение


«Тату»—одно из редких слов из языков полинезийской группы, понятных во всем мире. Оно происходит от таитянского татау (рана, отметка) и было введено в обиход после знаменитых плаваний капитана Джеймса Кука второй половины XVIII века. Благодаря заморским экспедициям европейцы, почти утратившие собственную традицию татуирования, вновь узнали о ней. Однако неверно было бы связывать татуировку лишь с образами экзотических туземных племен: эта практика является достоянием всего человечества, одним из универсальных и исторически наиболее ранних проявлений самосознания.

Выставка «Тату» продолжает успешное сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака — одним из ведущих центров изучения наследия неевропейских цивилизаций. Разделяя с нашими партнерами представление о музее как о месте диалога между различными культурами, мы приглашаем зрителя в путешествие по различным континентам вслед за татуировщиками и обладателями тату. В этом путешествии мы покажем, как древнейшая практика, объединяющая в себе ритуальные, магические и социальные функции, отвоевывала свое право быть совершенно особенной формой художественного творчества, проникшей в область популярной культуры, моды и дизайна

Возможно, ни один вид искусства не вызывал столько противоположных мнений, пройдя путь от запретов до «ренессанса», который мы наблюдаем в современном мире. Вопрос о том, стоит ли включать татуировку в границы смыслового поля понятия «искусство», можно решать по-разному. По-разному его решают и в самом тату-сообществе: некоторые мастера считают себя в большей степени ремесленниками, другие - художниками в полном смысле слова.

Предметы, связанные с темой татуировки, являются частью многих музейных коллекций. Во многом они уже прошли проверку на предмет их культурной значимости. Необычным образом на выставке представлены современные татуировки: специально для проекта были созданы объемные силиконовые модели—слепки, снятые с разных частей тела реальных людей, на которые ведущие мастера со всего мира (включая Россию) нанесли свои эскизы татуировок.

Помещая татуировку в пространство музея, мы предлагаем зрителям самим ответить на вопрос, можно ли считать это явление искусством. Мы надеемся, что эта выставка позволит российской публике расширить горизонты восприятия привычных форм художественного выражения и насладиться свободой фантазии мастеров татуировки со всего мира


2. Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса

Египет. XIV век до н.э.
Слоновая кость, эбеновое дерево, краска
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Фото 15 марта 2019 года




Со стенда на выставке:

Древнейший обычай


Татуировка - один из самых древних видов модификации тела, неотъемлемого атрибута человеческой культуры. Тело, его поверхность — пограничная зона между индивидуальным и социальным. Культура наносит свои отпечатки на тело человека с момента рождения и до самой смерти: изучая тату, мы можем многое узнать как об индивиде, так и об обществе, частью которого он является.

Основы татуировки формировались в древнейший период истории человечества. Более 5000 лет назад были созданы рисунки, покрывающие древнейшую татуированную мумию - европейца Этци. Но татуировки дописьменных культур сегодня сложно интерпретировать уверенно.

Еще недавно наши знания о древнеегипетских татуировках основывались преимущественно на изобразительных памятниках. Но благодаря выявленным в последние годы тату на мумиях женщин из Дейр-Эль-Медины и Дейр-Эль-Бахри можно по-новому взглянуть на произведения искусства Древнего Египта. Орнаменты на шедевре коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина — ложечке в виде плывущей обнаженной девушки с цветком лотоса в руках (XIV век до н.э.) — теперь уверенно связывают с традицией татуирования.

О существовании тату у древних и средневековых народов Евразии свидетельствуют глиняные статуэтки, каменные изваяния и изображения в греческой вазописи, а также редкие находки тату-инструментов: игл и палитр. Однако главный источник знаний об этой практике — мумии.

В древних погребениях Южной Сибири были обнаружены семь мумий с татуировками. Шесть принадлежат кочевникам скифской эпохи, погребенным в IV—III веках до н.э., в том числе в знаменитых Пазырыкских курганах. Седьмая мумия происходит из могильника III—IV веков н.э. в Минусинской котловине.

В пазырыкских татуировках представлены реальные и фантастические животные, переплетающиеся в «сценах терзания», символизирующих вечный круговорот жизни и смерти. Тату есть на всех известных сегодня мумиях этой культуры: рисунки носили мужчины и женщины всех слоев общества.

Более поздние татуировки на мумии мужчины из Минусинской котловины, напротив, уникальны: на плечи и спину нанесены фигуры с парными отростками, напоминающие сказочные цветы или фантастических существ с щупальцами.

Обычай татуирования существовал в самых разных районах Старого и Нового Света, но находки украшенных «неизгладимыми знаками» древних тел — всегда события редкие. Эти тату остаются полны загадок, а их художественные решения привлекают зрителей и в наши дни.


3. Зал выставки

Фото 15 марта 2019 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

Универсальность татуировки


«Нельзя назвать ни одной большой страны, от полярных областей на севере до Новозеландии на юге, где бы туземцы не татуировались». Это наблюдение Чарлза Дарвина основано на солидном корпусе этнологических исследований, имевшихся уже в XIX веке. Татуировка неизгладимо присутствует почти во всех культурах и является общечеловеческим наследием. Всеобщая история татуировки — это история технических приемов, инструментов, пигментов и изобразительных процессов нанесения отметок на тело. Татуировки делали в лечебных целях и из благочестия, тату приближало своего обладателя к богам или низвергало на дно общества, татуировка могла выступать знаком подчиненного положения и наказания, была способна и возвеличить, и унизить. С доисторических времен татуировка принимала различные формы (абстрактные, геометрические, фигуративные) в самом широком контексте применения: от лечения остеоартроза в эпоху верхнего неолита до прославления некоторых божеств в Древнем Египте или обозначения племенного статуса внутри племени. Тем не менее возникает одна общая черта: отметка на коже — это маркер положения субъекта в теле общества. Смысл татуировки не всегда поддается моментальной дешифровке, но она неизбежно остается следом отношений человека с самим собой, индивида с группой, к которой он принадлежит, и татуировщика с татуированным.

Татуировка продолжает свое существование на всем земном шаре. Сегодня это глобализованная практика, объединяющая европейцев, полинезийцев, индейцев, филиппинцев, малайцев и американцев в сообщество, имеющее единые обычаи, художественные и коммерческие прин-ципы. Решение собрать вместе произведения искусства, иллюстрации и артефакты различного происхождения и из разных эпох может вызвать у зрителя ощущение беспорядка. Однако настоящая цель выставки — показать изобилие и нескончаемую культурную и практическую вариативность современной татуировки, а также продемонстрировать продолжающийся процесс ее перехода в мир искусства. Тело при этом выступает здесь в качестве объединяющей основы, не как биологическая данность, но как чувствительный медиум и активный проводник нанесенных на него изображений. Татуировка производит с телом трансформационный акт при помощи акта изобразительного, и в огромном разнообразии проявлений татуировки более всего поражает именно вскрываемая ей сцепка процесса производства образов, культурных рамок, через которые эти образы воспринимаются, и способов репрезентации тела.


4. Стенд выставки

Фото 15 марта 2019 года




5. Николай Миклухо-Маклай. Образцы татуировок

Папуа – Новая Гвинея. 1880-е
Бумага, карандаш
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
Фото 15 марта 2019 года




6. Николай Миклухо-Маклай. Образцы орнаментов, применявшихся при татуировании

Меланезийцы. Папуа – Новая Гвинея. 1880-е
Бумага, карандаш
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
Фото 15 марта 2019 года




7. Николай Миклухо-Маклай. Образцы татуировок

Папуа – Новая Гвинея. 1880-е
Бумага, карандаш
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург
Фото 15 марта 2019 года




8. Витрина музея

Игла для татуировки
Папуасы. Папуа-Новая Гвинея. До 1885
Древесина
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург

Зимой 1880 года Николай Миклухо-Маклай провел несколько дней в деревне Карепуна на южном побережье Новой Гвинеи. Здесь он зарисовал множество образцов татуировок: как отдельные фрагменты орнамента, так и татуированные женские фигуры. Исследователь хотел опытным путем узнать все детали процесса, и 11 февраля ему была сделана татуировка. Миклухо-Маклай описал ход работы: сначала рисунок наносили на кожу палочкой с краской, а затем накалывали. Для этого использовали кини, небольшую палочку с острым шипом на конце, и беу - молоточек из палочки, обмотанной листьями. Инструменты, использовавшиеся при татуировании, ученый приобрел для своей коллекции.

Молоточек к игле для татуировки
Папуасы. Папуа-Новая Гвинея. До 1885
Древесина, растительное волокно
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург

Гребень для татуирования
Остров Пентекост, Вануату
Начало XX века
Бамбук, растительные волокна, колючки
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 71.1936.40.12

Набор для татуирования
Остров Реннелл, Соломоновы острова
Начало XX века
Кокосовый орех, растительные волокна, дерево, кость
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Этьена де Гане (18994990), Моник де Гане (1908-1990), Режин де Гане ван ден Брук д'Обренан (1909-2014), Шарля ван ден Брука д’Обренана (1909-1956)
Инв. 71.1961.103.85.1 – 2
Татуировщики Соломоновых островов окунают инструмент в чашу с красителем и затем «вбивают» рисунок под кожу. Иногда геометрические и анималистические мотивы отмечают смену статуса обладателя татуировки или переход в новый возрастной период.
Эти инструменты были собраны экспедицией на Соломоновы острова 1935 года.
Инв. 71.1961.103.85.1 – 2

Фото 15 марта 2019 года




9. Скульптура

Бенин. Без даты
Бронза
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б)




В)




Г) Фрагмент




10. Витрина выставки

Фото 15 марта 2019 года




11. Антропоморфная урна

Мезоамерика. Без даты
Терракота
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б)




12. Чуи Кинтанар. Мужская рука с татуировкой

США, 2016
Силикон, чернила
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 70.2017.26.2
Это замысловатая татуировка работы Чуи Кинтанара – образец стиля «блэк энд грей», благодаря которому регион Южной Калифорнии вписал себя в мировую историю татуировки.
Чуи Кинтанар родился в Мексике и переехал в Лонг-Бич (Калифорния) еще ребенком; там он и начал татуировать с 14 лет. С 2003 по 2011 год работал вместе с Джеком Руди в его студии Good Time Charlie’s Tattoo-land – первом профессиональном салоне в Лос-Анджелесе, где в 1970-х годах клиентам стали набивать тату в стиле блэк энд грей. Его любимые темы – образы католической иконографии, тяготы населения Центральной Америки. В 2013 году мастер открыл в Лос-Анджелесе собственный салон Deer’s Eye Studio
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




13. Набор для татуирования

Аргентина, начало XX века
Бамбук, колючки кактуса
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 71.1993.72.603
Фото 15 марта 2019 года




14. Шаровидная флейта в виде человеческой фигуры с лицевой татуировкой

Мексика, без даты
Красная терракота
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 71.1878.1.122
Двойные татуировки на лице этой фигурки, идущие от лба до носа, полукружиями огибают глазницы. Лоб и щеки также покрыты изогнутыми линиями. Этот редкий предмет отражает длительную историю тату в Мексике
Фото 15 марта 2019 года




15. Витрина выставки

Фото 15 марта 2019 года




16. Фигурка женщины с татуировками на лице, груди и ногах

Орисса, Индия. XIX век
Бронза, литье по восковой модели
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 70.2000.1.63
Фото 15 марта 2019 года




17. Медальон в виде лица, покрытого татуировками

Нагаленд, Индия. XX век
Латунь, литье по восковой модели
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Жан-Поля и Моник Барбье-Мюллер
Инв. 70.2001.27.31
Фото 15 марта 2019 года




18. Брусок сухо туши для татуировки в виде человеческой фигурки

Бирма. XX век
Спрессованная зола
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 70.2009.11.2
Эта фигурка сделана из спрессованного праха монахов и прочих благочестивых личностей или же из золы, оставшейся после сожжения религиозных манускриптов. Для получения татуировочного пигмента со внутренней части фигурки соскребается немного золы, которая затем подмешивается в чернила. Татуировка, сделанная такой краской, имела особую силу. Иногда для аналогичного эффекта в чернила добавляли желчь убитого врага или дикого животного
Фото 15 марта 2019 года




19. Игла для татуирования

Бирма (Мьянма). Конец XIX – начало XX века
Латунь
Собрание Фабриса Виржилио
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




20. Манускрипт татуировщика

Бирма. Первая половина XX века
Бумага, чернила
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 70.2008.49.6
Традиционные татуировки Мьянмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса имеют главным образом магическо-религиозный характер. Изображения животных и янтры (мистические диаграммы), связанные с разнородными верованиями, от буддизма Тхеравады, индуизма, анимизма до культа предков, наносят при помощи длинной иглы, чтобы наделить татуируемого силой и защитой.
Подобные манускрипты нередко сжигаются, а получившаяся зола выпивается начинающими монахами-татуировщиками в качестве обряда инициации. Эта бирманская рукопись содержит мистические слоги и звуки (мантры) и диаграммы (янтры), которые нередко используются в татуировках-оберегах
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




Е) Фрагмент




Ж) Фрагмент




З) Фрагмент




И) Фрагмент




К) Фрагмент




Л) Фрагмент




21. Хенк Шиффмахер. Татуировка на мужской ноге

Нидерланды. 2018
Силикон, чернила
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Инв. 70.2018.36.1
Хенк Шиффмахер родился в 1952 году в Хардервейке (Нидерланды). Живет и работает в Нидерландах. Путешествуя по миру, он собрал значительную коллекцию предметов различных эпох, связанных с историей татуировки. Его коллекция считается крупнейшим в мире европейским собранием артефактов, связанных с татуировкой. Хенк Шиффмахер создал в Нидерландах два музея, посвященных татуировке (в настоящее время закрыты). Автор нескольких фундаментальных книг, в частности о тюремной татуировке, сегодня он – одна из наиболее уважаемых фигур международного тату-сообщества. Последние несколько лет он совмещает работу в собственном тату-салоне в Амстердаме с созданием картин и рисунков. Сегодня многие музеи обращаются к Шиффмахеру как к эксперту, а его произведения экспонируются в художественных галереях и музеях Европы
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




22. Татуировочные штампы

Каир, Египет. 2017
Дерево, металл
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Ханы Шидиак
Инв. 70.2016.38.1; 70.2016.38.2; 70.2016.38.4
Эти татуировочные штампы поступили в коллекцию Музея на набережной Бранли имени Жака Ширака в 2017 году. Они были приобретены у коптского тату-художника Гиргиса Габриэла. Его студия представляет собой маленькую деревянную будку на склоне холмов Мукаттам в Восточном Каире с видом на неблагополучный район Маншиет Наср. Именно здесь в свободное время Габриэл делает татуировки мужчинам и женщинам разных возрастов, а также детям. Хотя большинство клиентов предпочитают наносить на внутреннюю часть правого запястья рисунок в виде коптского креста, другие заказывают тату с изображением головы Иисуса Христа, Богоматери или даже фигуры какого-нибудь святого
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




23. Татуировочный штамп

Иерусалим. XVII – XVIII века
Дерево оливы
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Аликс де Ротшильд (1911 – 1982)
Инв. 70.1970.23.3
Штамп принадлежал иерусалимской семье Раззук, члены которой татуируют паломников, желающих получить отметку о посещении Святой Земли, более 250 лет. Такой штамп покрывали чернилами из свечного нагара, замешанными на вине, и делали отпечаток на коже. По получившемуся рисунку игрой наносили татуировку. С XVI века паломники: копты, сирийцы, армяне и абиссинцы – делали татуировку в виде религиозных символов, отмечая этим свое пребывание на Святой земле
Фото 15 марта 2019 года




24. Иоганн (Игнатий) Себастьян Клаубер по рисунку Луки Воронина. «Женщина Чукоцкой земли»

Атлас карт и рисунков к путешествию в Северо-восточную часть России и на острова северной части Тихого океана флота капитана Г. Сарычева. СПб.: 1802
Бумага, офорт, резец
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
За восемь с половиной лет Северо-восточной географической и астрономической экспедиции Биллингса – Сарычева (1785 – 1793) удалось собрать немало интересной и значимой информации о чукчах, алеутах, якутах, жителей Аляски. В состав команды был включен художник Лука Воронин. На гравюрах, сделанных по его рисункам, есть погрудные изображения туземцев с традиционными татуировками. Обитатели Чукотки, Аляски, показаны с достаточной степенью условности, но их нательные украшения, напротив, переданы весьма точно, что позволило в дальнейшем антропологам апеллировать к этим изображениям как к свидетельству длинной и непрерывной традиции татуирования у северных народов
Фото 15 марта 2019 года

А)




Б)




25. Маска в виде женского лица с татуировками на подбородке

Аляска, США. Конец XIX – начало XX века
Еловая древесина
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Альберта Шнайдера (1864 – ?)
Инв. 71.1905.31.135
Фото 15 марта 2019 года




26. Сверток с татуировочной иглой

Нунавут, Канада, Северная Америка. Начало XX века
Кожа, дерево
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Альберта Шнайдера (1864 – ?)
Инв. 71.1929.81.1 – 3 D
Фото 15 марта 2019 года




27. Татуировочная игла

Аммассалик, Гренландия. Начало XX века
Дерево, латунь, растительное волокно
Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж
Дар Константина Думбравы
Инв. 71.1930.12.38
Фото 15 марта 2019 года




28. Андрей Ухтомский по рисунку Михаила Тиханова. «Тойон с острова Кадьяка»

Из атласа к «Путешествию вокруг света на шлюпе “Камчатка”». 1831
Бумага, пунктир
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Фото 15 марта 2019 года




29. Андрей Ухтомский по рисунку Михаила Тиханова. «Семейство индейцев-колошей»

Из атласа к «Путешествию вокруг света на шлюпе “Камчатка”». 1831
Бумага, пунктир
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Гравюры атласа к кругосветному путешествию Василия Головнина на шлюпе «Камчатка» исполнены Андреем Ухтомским (работавшим и при создании серий гравюр к путешествиям Биллингса – Сарычева и Крузенштерна) по рисункам художника экспедиции, выпускника Императорской академии художеств Михаила Тиханова. Наиболее подробно в рисунках (и серии гравюр) показано пребывание экспедиции в Русской Америке. Большая часть изображений – портреты жителей Алеутских островов, Кадьяка, острова Ситка и некоторых районов Аляски
Фото 15 марта 2019 года




30. Андрей Ухтомский по рисунку Михаила Тиханова. «Врачевание больного наговором в заливе Румянцева»

Из атласа к «Путешествию вокруг света на шлюпе “Камчатка”». 1831
Бумага, пунктир
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Фото 15 марта 2019 года





Рейтинг@Mail.ru