Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Роберт Фальк
Выставка в Государственной Третьяковской галерее


Часть 1. Ранние работы. Графика. Бубновый валет (начало)


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Бубновый валет


16 января – 23 мая 2021 года

Государственная Третьяковская галерея в залах Новой Третьяковки проводит монографическую выставку «Роберт Фальк».

В экспозиции представлены около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Настоящий проект — первая ретроспектива такого масштаба, которая наиболее полно представляет творческий путь художника — от ранних импрессионистических работ 1905–1909 годов до произведений 1950-х, — и показывает многогранность наследия живописца и его значение.

Посетители познакомятся с творчеством выдающегося живописца, классика отечественного искусства ХХ века, одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — Роберта Рафаиловича Фалька (1886–1958). Особая роль Фалька в истории русского искусства заключается в том, что он стал посредником между европеи?скои? живописью и русским искусством 1910–1920-х, с однои? стороны, и зарождающимся искусством периода оттепели, «нонконформизмом» — с другои?, потому что для многих неофициальных художников он был классиком, через которого осуществлялся контакт с настоящими живописными традициями.

1. Новая Третьяковка с плакатом выставки Роберта Фалька

Фото 20 марта 2021 года




2. Входной зал выставки

Фото 20 марта 2021 года




3. Обнаженная в кресле. 1922 – 1923

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Изображена натурщица Станислава Лаврентьевна Осипович (1892 – ?)
Фото 20 марта 2021 года




Со стенда на выставке:

Долгий творческий путь классика отечественного искусства ХХ века РОБЕРТА РАФАИЛОВИЧА ФАЛЬКА (1886-1958) отличался сложной, но закономерной, внутренне обоснованной эволюцией. Молодость, связанная с первым объединением русского авангарда - обществом «БУБНОВЫИ ВАЛЕТ», неопримитивизмом, сезаннизмом и кубизмом; поворот «К СТАРЫМ МАСТЕРАМ» в начале 1920-х; ПАРИЖСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1928-1937), отмеченное «возвратным импрессионизмом» и экспрессионистскими тенденциями; ПОЗДНИЙ ПЕРИОД, вобравший опыт предшествующих лет.

В истории русского искусства Фальку принадлежит особая роль: он стал посредником между европейской живописью и русским авангардом, с одной стороны, и нонконформизмом периода оттепели - с другой. Во второй половине 1950-х, времени господства соцреализма, для многих неофициальных художников он был не только классиком, но и неким «мостом», ведущим к настоящим живописным традициям. Имя Фалька окружено легендой, в основу которой легла его жизнь с ежедневной многочасовой работой, положенная, как оказалось, на то, чтобы уменьшить растущую пропасть культурной изоляции, в которую волен государства было ввергнуто отечественное искусство. Этой роли посредника способствовали не только внутренняя независимость и выносливость «на длинной дистанции», но и, как ни странно, постоянная нерадикальность художественной позиции Фалька, неавангардны и тип его натуры и связанный с этим неизменный станковизм, понимание картины как отдельного самодостаточного мира. Сначала этот склад личности препятствовал авангардной экспансии во внешний мир, но потом помог обрести независимое от внешнего мира пространство ухода, убежище. Большое значение имела и длительная командировка во Францию, десятилетие творческой жизни в несоветском контексте.

Огромное творческое наследие Фалька было распределено его вдовой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой по многим музеям бывшего СССР так, чтобы люди по всей стране могли увидеть его живопись. Немалая часть работ находится в частных российских и зарубежных собраниях. Выставка в залах Третьяковской галереи призвана собрать - что в настоящее время очень сложно - лучшие, наиболее интересные произведения и представить художника современному зрителю. Экспонируются работы из 19 музеев, среди которых крупнейшие российские собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Государственный истормко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», а также произведения из Национальной галереи Армении и многих частных коллекций.

Выставка должна показать место и роль жизненной и художественной стратегии Роберта Фалька в русском искусстве. Этот опыт не теряет актуальности в наше время


4. Зал выставки

Фото 20 марта 2021 года




Со стенда на выставке:
1905 -1909
РАННИЙ ПЕРИОД. ИМПРЕССИОНИЗМ


Как и большинство мастеров русского авангарда, Роберт Фальк начинал с импрессионизма. Работы, написанные еще до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, небольшие пейзажи 1905 года с пастозной фактурой и доминантой серо-коричного-охристой гаммы могут быть соотнесены с «умеренным» импрессионизмом Союза русских художников. В первые два года обучения в училище Фальк уже профессионально осваивает опыт русского импрессионизма с сильными элементами дивизионизма -системы живописи раздельными мазками чистого цвета, которую принесла живописная практика Игоря Грабаря, раннего Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова, Константина Юона, все картинное поле «простегано» раздельным мазком («Голубые березки зимой»). В преддверии «Бубнового валета» в работах Фалька 1909 года усиливаются декоративность и контрастность цветовых полей («Лиза в розовом», «Автопортрет на фоне крыш»).


5. Автопортрет. 1906

Холст, масло
Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




6. Голубые березки зимой. 1906 – 1907

Холст, масло
Собрание семьи Мамонтовых, Москва
Фото 20 марта 2021 года




7. Лиза в розовом. 1909

Холст, масло
Частное собрание, Москва
Елизавета Сергеевна Потехина (1883 – 1963) – художница, первая жена Роберта Фалька (с 1909 по 1920) и мать его сына Валерия Романовича Фалька (1916 – 1943)
Фото 20 марта 2021 года




8. Автопортрет на фоне крыш. 1909

Холст, масло
Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




9. Ляля Фальк. 1905

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Изображена двоюродная сестра художника, дочь его дяди Иосифа. Портрет написан в г. Покров Владимирской губернии на Рождество, после поступления в Московской училище живописи, ваяния и зодчества
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




10. Залы с произведениями периода «Бубнового валета»

Фото 20 марта 2021 года

А)




Б)




Со стенда на выставке:

1910-1921

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»


«Бубновый валет» - название выставки, открывшейся в Москве в декабре 1910 года, и возникшего через год общества, ставшего самым крупным объединением раннего авангарда. «Бубновый валет» в России знаменовал тот общеевропейский переворот в искусстве, который ранее совершили французские фовисты и немецкие экспрессионисты группы «Мост». Как вспоминал Илья Машков, «нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир...».

Стилевая эволюция «бубнового валета» на протяжении 1910-х годов -движение от неопримитивизма через кубизм к традиции Сезанна, понятой как новая упорядочивающая система правил, своего рода «новая академия». Неопримитивизм, определявший характер первых выставок «бубнового валета», проявился в фальковских работах 1910-1912 годов, особенно в портретах 1911-года. В 1912 -1913-м примитивизм сочетается с первыми подходами к осмыслению Сезанна и с умеренным кубизмом. Фальковский вариант кубизма - живописная кубизация света и пространства, в отличие от пафоса материи, которым поражали бубнововалетские холсты Ильи Машкова и Петра Кончаловского. Сдвиги форм для Фалька - не столько анализ предмета, выявление его не видной глазу структуры, передача взгляда на него одновременно с разных сторон, как в классическом французском кубизме, сколько средство взаимопроникновения объемов и пространства. К середине 1910 х годов у Фалька, как и в целом в искусстве «бубнового валета», возобладала жанровая структура, характерная для традиционной европейской живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, изображение обнаженной натуры. Портреты лишаются гротескного напора и резких образных характеристик, которые были в начале десятилетия, усиливается внимание к внутреннему миру моделей. Фальк традиционно понимал портрет как психологический жанр. На смену декоративизму приходит углубленно станковый подход, образцом которого служит Сезанн. завершают бубнововалетское десятилетие работы, группирующиеся вокруг «Красной мебели» (1920), важнейшего произведения позднего кубизма Фалька.


11. Пейзаж. 1917

Бумага, уголь, графитный карандаш
Дар автора. 1924
Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж исполнен в Костромской губернии
Фото 20 марта 2021 года




12. Пейзаж. Козы. 1916

Эскиз картины «Солнце. Крым. Козы» (1916, Государственная Третьяковская галерея)
Бумага, графитный карандаш
Дар автора. 1924
Государственная Третьяковская галерея
Фото 20 марта 2021 года




13. Лиза в кресле (Портрет жены Е.С. Потехиной). 1918

Бумага, уголь
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Елизавета Сергеевна Потехина (1883 – 1963) а – первая жена Роберта Фалька (с 1909 по 1920)
Фото 20 марта 2021 года




14. Сидящая обнаженная. 1914

Бумага, угольный карандаш
Государственная Третьяковская галерея
Фото 20 марта 2021 года




15. Портрет художника С. 1915

Рисунок к «Портрету художника С.» (местонахождение неизвестно)
Бумага, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея
Основываясь на сведениях Софьи Короткевич и Андрея Сарабьянова, можно предположить, что на портрете изображен либо художник Савин, либо Виктор Савинков. Однако ни одна из версий на сегодняшний день не подтверждена документально
Фото 20 марта 2021 года




16. Мебель. 1920

Эскиз картины «Красная мебель» (1920, Государственная Третьяковская галерея)
Бумага, графитный карандаш
Дар автора. 1924
Государственная Третьяковская галерея
Фото 20 марта 2021 года




17. Две головы. 1918

Эскиз картины «Мулатка Амра» (1918, Государственный Русский музей)
Бумага желтая, уголь, графитный карандаш
Дар А. Щекин-Кротовой, вдовы художника. 1984
Государственный Русский музей
Амра Томпсон (около 1900 – ?) – натурщица. После революции эмигрировала вместе с отцом, артистом цирка, в Париж, где, как вспоминал Роберт Фальк, позировала Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Подготовительные рисунки к «Мулатке Амре», как и сама картина, исполнены в Москве
Фото 20 марта 2021 года




18. Эскиз к картине «Мулатка Амра» (1918, Государственный Русский музей). 1918

Бумага желтая, уголь, графитный карандаш
Дар А. Щекин-Кротовой, вдовы художника. 1984
Государственный Русский музей
Амра Томпсон (около 1900 – ?) – натурщица. После революции эмигрировала вместе с отцом, артистом цирка, в Париж, где, как вспоминал Роберт Фальк, позировала Пабло Пикассо и Анри Матиссу. Подготовительные рисунки к «Мулатке Амре», как и сама картина, исполнены в Москве
Фото 20 марта 2021 года




19. Автопортрет. 1921

Эскиз-вариант картины «Человек в плаще» (1921, Музей Израиля, Иерусалим)
Бумаг, прессованный уголь, тушь, кисть
Дар автора. 1924
Государственная Третьяковская галерея
Фото 20 марта 2021 года




20. Эскиз к картине «Книги» (1921, Государственный Русский музей). 1921

Бумаг, уголь, графитный карандаш
Дар А. Щекин-Кротовой, вдовы художника. 1984
Государственный Русский музей
Фото 20 марта 2021 года




21. Пейзаж со свиньями. 1912

Холст, масло
Смоленский государственный музей-заповедник
Пейзаж написан в селе Куличка близ г. Лебедина Харьковской губернии
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




22. Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри. 1911

Фрагмент (левая верхняя часть) разрезанной автором картины
Холст, масло
Частное собрание, Москва
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




23. Женщины под зонтиками. На даче. 1911

Холст, масло
Дар С. Рихтера. 2000
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Картина написана в поселке Масютово под Уфой в Башкирии, где первая жена художника Елизавета Потехина лечилась кумысом от туберкулеза
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




24. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911

Холст, масло
Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




25. Фаббри на склоне гор. 1911

Холст, масло
Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург
Морис Альбертович (Александрович) Фáббри (не позднее 1885 – после 1933) – художник-график, представитель раннего русского авангарда, входил в круг Михаила Ларионова
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




26. Пристань. Серый день. 1911

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж написан в Финляндии в г. Нюшлот (ныне Савонлинна) во время летнего путешествия художника с женой
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




27. Сиена. Воспоминания об Италии. 1911

Холст, масло
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Пейзаж написан в Финляндии по впечатлениям от поездки в Италию весной 1911
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




28. Натюрморт с красными и синими цветами (Натюрморт с бумажными розами). 1912

Холст, масло
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва
Натюрморт написан в г. Конотопе Черниговской губернии
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент




29. Осенний пейзаж. 1910

Холст, масло
Частное собрание, Москва
Пейзаж написан в окрестностях Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
Фото 20 марта 2021 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru