Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственная Третьяковская галерея

Генрих Семирадский. По примеру богов
Выставка в Государственной Третьяковской галерее

28 апреля – 3 июля 2022 года
Новая Третьяковка, Крымский вал, 10

Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) — крупнейший мастер европейского академизма, фигура международного масштаба.

Поляк по происхождению, учившийся в Харькове и Петербурге, большую часть активной творческой жизни проведший в Италии, он принадлежит теперь как русской, так и польской культуре, но более всего — миру европейского неоклассицизма. Его называли «последним классиком» искусства XIX столетия, но этот классик жил и творил в эпоху главенства реализма. На его больших и малых полотнах далекий мир древних цивилизаций воскрешен иллюзией солнечного света, доскональным знанием истории художника-эрудита, облечен в отточенную художественную форму кистью живописца-виртуоза. Он легко убеждает нас в том, что античность — не золотой сон, пригрезившийся человечеству, а быль. Осязаемый, чувственный, красочный образ античности, созданный Семирадским, стал своего рода эталоном в последней трети XIX столетия, его картины служили источником для литературных произведений из «античной» жизни (знаменитый роман Генриха Сенкевича «Камо грядеши» и др.) и кинофильмов.

На выставке представлено всего около 100 экспонатов, среди них 50 работ Генриха Семирадского, а также ряд произведений мастеров его круга из российских и зарубежных собраний.

Включенный в экспозицию корпус произведений современных художников — создателя «Новой академии» Тимура Новикова, Олега Маслова и Виктора Кузнецова, Ольги Тобрелутс, Тимофея Парщикова, Валерия Кошлякова, Аристарха Чернышева — дает возможность актуализировать тему красоты в искусстве и посмотреть на традиции академизма в новом ракурсе.

1. Зал выставки

Фото 8 мая 2022 года

А)




А)




А)




А)




А)




А)




А)




А)




А)




Со стенда на выставке:

Генрих Семирадский. По примеру богов


Выставка Генрих Семирадский. По примеру богов» посвящена искусству позднего академизма на русской почве. В ее фокусе — гордость и слава императорской академии художеств, безусловная звезда этого направления — Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902). Помимо работ Семирадского, преимущественно из российских собраний и собраний ближнего зарубежья, выставка включает в себя произведения художников его круга — Василия Смирнова. Фёдора Бронникова, Степана Бакаловича, Вильгельма Котарбинского. Александра и Павла Сведомских, скульптора Пия Велионского. А также главного европейского соперника Семирадского — Лоуренса Альма-Тадемы.

Большинство из них основную часть своей творческой жизни провели в Риме. Влившись в интернациональную колонию художников вечного города. Рим будет их домом. Источником бесконечных художественных впечатлений. Античные памятники Рима, его роскошные виллы, разнообразие и красочность этнических типов, природа Италии стали питательной средой для творчества. Италия воспитает в учениках императорской академии художеств чувство стиля, благородство форм и линий, сделает пленэризм их пейзажей живым и достоверным. Академический классицизм «русских римлян» согрет живой любовью к вечному городу, его истории, его памятникам, его обитателям.

Многие художники, имевшие польские корни участвовали в развитии русского академизма второй половины XIX - начала XX века. Волей исторической судьбы они принадлежат теперь как к польской, так и к русской культуре: учились в императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Участвовали в академических выставках. Их произведения хранятся в музеях России, они поражают совершенством рисунка, мастерством композиции, блеском колорита, разнообразием фактурных эффектов, занимательностью сюжетов, доскональным знанием истории.

Академическая живопись в лице наиболее талантливых ее представителей была хранительницей заветов живописного мастерства, внимания к формальным свойствам искусства. В эпоху противопоставления и конфронтации академизма и передвижнического реализма, красоты внутренней и красоты внешней, этики и эстетики, академизм побуждал зрителя к восприятию эстетики формы. Противники из демократического лагеря культуры называли пленни ков красоты «беспечальными художниками». В своем творчестве они действительно воспевали красоту природы, красоту женщины, чувственные радости бытия, «низкие истины», темные стороны действительности, изнанка жизни, социальные и психологические конфликты привлекали их опосредованно. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над будничной прозой жизни, отвлекать его от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз. Но не следует думать, что художники этого круга находились в полной изоляции от тревог и проблем своего времени. Темы рабства, унижения человека, варварской жестокости власти, предчувствия грядущего исторического перелома, рождения новой этики, которая взломает, перевернет старый мир, погрязший в пороках и самоупоении, артикулированы в искусстве мастеров, представленных на выставке. В конце XIX века Европа вспоминала упадок римской империи. «Весь наш род. — писал Дмитрий Мережковский. — как на арене гладиатор. Пред новым веком смерти ждет».

Экспозицию дополняют античные вазы из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Аналогичные тем, которые были в личной коллекции Семирадского и изображены на его холстах, а также фрагменты античной скульптуры. Произведения Семирадского и мастеров его круга в пространстве экспозиции вступают в диалог с работами художников конца XX – начала XXI столетия — произведениями авторов новой академии Тимура Новикова, меланхоличными руинами. Валерия Кошлякова, серией фотографий Тимофея Паршикова Times New Roman.



По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru