Мой Виртуальный Музей | Москва

Институт русского реалистического искусства

Нисский. Горизонт
Выставка в Институте русского реалистического искусства



Со стенда в музее:

Нисский. Горизонт
14 сентября 2018 — 27 января 2019

Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства — крупнейший проект, посвящённый Георгию Григорьевичу Нисскому (8 (21) января 1903 —18 июня 1987). Художник, чьё имя гремело в 1950-1960-х, сейчас обретает новую славу. В 2014 году его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ, установила рекордный для советской реалистической живописи результат на аукционе Sotheby’s.

В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора — атлета, морского волка и бунтаря Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад Его фирменный приём — непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей. «Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский — академик живописи, лауреат Государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный. Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца — фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву. Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские, на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках Познакомившись с живописцем и боксёром Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на «Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930- х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом — у художника даже была своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт, под Юхнов, вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает собственный узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен, который, чаще всего сравнивают с урбанистическими пейзажами Эдварда Хоппера |

География его работ этого времени как никогда обширна: художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов.

Выставка не только знакомит зрителей с лучшими работами художника, но и рассказывает о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров.

Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружён друзьями. У Нисского не было прямых учеников, тем не менее лаконичный пейзаж Нисского повлиял не на одно поколение живописцев. И им посвящен ещё один раздел.

В выставке принимают участие произведения из собраний 25 крупнейших музеев, а также частных коллекций.

В экспозиции вы увидите большое количество документальных материалов — почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.
28 января - 22 мая 2016 года

В новую экспозицию вошли более шестидесяти произведений живописи и графики XX века. «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем» (Russia on the Road. 1920 – 1990), отражает историю транспорта в русском искусстве двадцатого века.

Помимо работ из коллекции Института русского реалистического искусства, на выставке представлены картины из собраний крупнейших музеев России – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Союза художников России, Тверской областной картинной галереи, Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул), Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева, Мемориального музея космонавтики, а также Национальной галереи Армении, галереи Regina и частных коллекций. Зрители не только увидят шедевры Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Александра Самохвалова, Георгия Нисского, Александра Лабаса, но и смогут познакомиться с живописью и графикой художников-шестидесятников. Это искусство, долгое время остававшееся за «железным занавесом», сейчас все громче заявляет о себе на лучших выставочных площадках Европы и открывает художественную Россию с новой стороны, пробуждая неподдельный к себе интерес как у профессионалов, так и неискушенного зрителя.


1. Зал выставки

Фото 12 января 2019 года

А)




Б)




В)




Г)




Д)




Е)




2. Игорь Александрович Вулох. Интерьер. 1970

Картон, масло, 59 х 45 см
Годы жизни художника: 1938 – 2012
Собрание Натальи Туколкиной-Охоты
Шестидесятник Игорь Вулох стал экспонентом Всесоюзной выставки в Манеже в возрасте 19 лет. Работу выпускника Казанского художественного училища отправил в столицу его учитель, художник Виктор Подгурский. После этого успеха — в прессе художника хвалили академики Константин Юон и Сергей Конёнков — Вулох едет в Москву, поступать в Суриковский институт, но не проходит по конкурсу. Молодого художника спасает сопроводительное письмо Подгурского, которое он написал для своего друга — Георгия Нисского. Нисский разрешил Вулоху пожить у него в мастерской и помог поступить на художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии. «Дядя Жора» и в дальнейшем поддерживал живописца: когда тому стали угрожать высылкой из столицы вследствие обвинений в тунеядстве, Нисский добился проведения персональной выставки Вулоха в зале Союза художников в Ермолаевском переулке. Эта экспозиция позволила Вулоху не только остаться в городе, но и продолжить свои художественные поиски. Беспредметная живопись Вулоха не вписывалась в рамки существовавших направлений. Его можно было бы причислить к Лианозовской группе, воли бы он сам искал места в художественных объединениях: несмотря на обширный круг знакомых, по характеру Вулох был отшельником. Его главными ориентирами оставались мастера прошлого — от Алексея Саврасова до Любови Поповой. Нисский, в свою очередь, познакомил его о художниками ОСТ, которые, по словам Вулоха, оказали на него большое влияние. В работах Игоря Вулоха нет трудовых подвигов и смелых ракурсов, привычных для искусства этого объединения, тем не менее его пластический язык отчасти наследует графичной манере остовцев. Особенно это проявляется в пейзажах; на беспредметных ландшафтах художника ясно выделяются перспективные планы, намеченные о помощью контрастных цветовых пятен.
Фото 12 января 2019 года




3. Георгий Григорьевич Нисский. Интерьер с ружьем. 1933

Холст, масло, 57,5 х 63,5 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственный Русский музей
Интерьеры появляются у Нисского нечасто — закрытым пространствам он всегда предпочитает виды природы. Тем не менее в начале карьеры он пробует силы в разных жанрах. Одним из таких опытов был и «Интерьер с ружьём». Художник написал свой дом на станции Новобелица, в котором он родился и вырос. Транспортный узел находился за несколько вёрст от Гомеля. Через Новобелицу шли поезда в Брянск, Вильно и Чернигов. В скромной обстановке комнаты тем не менее есть немало отсылок к занятиям Нисского: над ковром можно увидеть копию работы Эдуара Мане «Олимпия», а к стене под окном прислонён подрамник. На подоконнике и на столе стоят кувшины с сухоцветами. Как ни странно, этот мотив появляется у Нисского во время службы в армии. Среди его зарисовок того периода очень часто можно увидеть различные букеты в вазах. В Целом Нисский крайне редко обращается к натюрмортам; в качестве одного из подобных исключений стоит упомянуть его работу «Магнолия» (1932). в которой художник изображает экзотический цветок на фоне морского пейзажа с маяком. Учитывая количество подобных работ у его коллеги Александра Дейнеки, можно предположить, что такие натюрморты были одним из способов практики рисунка во ВХУТЕМАСе.
Фото 12 января 2019 года




Со стенда в музее:

Отсекая лишнее


«На выставки я всегда прихожу с чувством тревоги и волнения. А что молодёжь? Не слишком ли она наступает на пятки? Не оказался ли ты, старик, в хвосте? И это хорошо, когда молодые напирают. Сам становишься моложе, злее, хочется работать весь день, засучив рукава фуфайки», — пишет Георгий Нисский в 1960 году. На тот момент академик и состоявшийся, но интенсивно ищущий и пытливый мастер. Нисский тепло приветствовал искусство молодых шестидесятников — будущих художников сурового стиля. Они ответили ему взаимностью, воплотив в своих произведениях мечты живописца о современной картине. Нисский никогда не преподавал, однако стал наставником для многих: легко показывал собственные работы, давал советы и бескорыстно помогал попавшим в беду. Минимализм Нисского, а также хрупкий баланс его искусства между фигуративностью и абстракцией актуальны и сегодня, о чём свидетельствуют произведения, представленные в этом разделе.


4. Алёна Кирцова. Сумеречный луч. 2014

Холст, масло, 100 х 210 см
Родилась в 1954
Собственность автора
Александр Боровский справедливо относит работы Алены Кирцовой к постживописной абстракции. Этот термин, введенный теоретикам Клементом Гринбергом, объединил нефигуративных художников, в живописи предпочитающих. по словам Гринберга, «открытость и ясность». Цикл «Серая шкала», а который входит работа «Сумеречный луч», является подтверждением «тих принципов, однако он отличается от привычных цветовых полотен Кирцовой. «Знакомые для зрителя и знаковые для художника цветные горизонтальные полосы в ее «Пейзажах» принципиально десатурированы, лишены спектральной яркости, переходя в категорию «бесцветных» Этот переход не обедняет живопись, но, напротив, приводит к её монументальному выражению, в котором живописная картина приобретает качество лапидарности, или «высеченности в камне» — в точном переводес латыни». — пишет о серии Юрий Аввакумов. В работе над «Серой шкалой» родившейся в заполярном Шпицбергене Кирцова «высекает» космическильдистые ландшафты своих холстов с помощью мастихина и изысканных градаций гризайлевых серых тонов. «Сумеречный луч» экспонируется не выставке вместе с работой Георгия Нисского «На посту». Среди картин Кирцовой есть и более очевидные «пары», например, минималистичные индустриальные пейзажи ив серии «Северное Чертаново». Однако работа из «Серой шкалы» как рев представляет собой ландшафт, а» которого вычтено всё лишнее, пейзаж, приведенный к знаку, цвету, схема. Не исключено, что и Нисский в своём позднем творчестве мог бы прийти как каз к подобным решениям. «Чем сдержанней, тем пленительней». — говорит Алёна Кирцова, и в этом о ней сложно не согласиться.
Фото 12 января 2019 года




5. Георгий Григорьевич Нисский. На посту. 1964

Холст, масло, 160 х 120 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Республика Беларусь
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




6. Игорь Александрович Вулох. Натюрморт. 1972

Картон, масло, 50 х 70 см
Годы жизни художника: 1938 – 2012
Собрание Натальи Туколкиной-Охоты
Фото 12 января 2019 года




7. Павел Александрович Отдельнов. МКАД. 2010

Холст, масло, 90 х 150 см
Художник родился в 1979 году
Собственность автора
Фото 12 января 2019 года




8.Георгий Григорьевич Нисский. На путях. Зима. Вторая половина 1940-х

Холст, масло, 56,7 х 59,5 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Собрание Романа Бабичева
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




9.Георгий Григорьевич Нисский. Дорога на закате. 1950-е

Бумага, гуашь, 74,5 х 80 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Республика Беларусь
Этот сюжет — один из самых знаковых в творчестве Георгия Нисского, Мотив закатной дороги не покидает художника на протяжении 1950-х годов. Самая известная её версия, «Подмосковная рокада», входит в триптих вместе с картинами «Подмосковье. Февраль» и «Подмосковное шоссе». Сейчас она находится в фондах Киевского национального музея русского искусства — и. к сожалению, не была выдана Институту русского реалистического искусства для экспонирования на этой выставке. Однако украинские коллеги с радостью предоставили все необходимые материалы для каталога. Вертикальный формат предусматривает некоторое ограничение движения. Вот и здесь дорога обрывается на закате. Вместе с тем в картине много скрытой динамики, в композиции чувствуется упругость сжатой пружины. У художника есть несколько повторов «Рокады», разбросанных по всей территории бывшего СССР. На выставке экспонируется вариант из музея, находящегося в Гомеле — на родине мастера.
Фото 12 января 2019 года




10.Павел Александрович Отдельнов. Скорость. 2012

Холст, масло, 103 х 112 см
Художник родился в 1979 годуW
Агентство Art Ru
Фото 12 января 2019 года




11.Георгий Григорьевич Нисский. Иллюминатор. 1928

Бумага, пастель, 19 х 30 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Галерея «Веллум»
Фото 12 января 2019 года




12.Таир Теймурович Салахов. Над Каспием. 1928

Холст, масло, 151 х 105 см
Художник родился в 1928 году
Государственный музей Востока
В своих газетных статьях Георгий Нисский анализировал живопись шестидесятников, отмечая «злоупотребление контурной обводкой» и «некоторую перегруженность деталями». Тем не менее Нисский в целом благодушно отзывался о художниках этого поколения. Особенно он выделял Таира Салахова: «Я смотрю на портрет Кара Караеаа, написанный Таиром Салаховым, и чувствую, что нахожусь а атмосфере напряженного творчества. Умное и тонкое мастерство Салахова заставляет меня, зрителя, сопереживать происходящему на картине, остро понимать обаяние интеллекта», -г отмечал Нисский в статье «Психологизм и современность». Портрет, который так понравился Нисскому, по праву считается шедевром не только в творчестве Салахова, но и в истории русской портретной живописи. У потоков создания этой картины находятся многочисленные полотна, посвящённые азербайджанским нефтяникам и их суровым будням. Ландшафты Салахова, в которых живут эти люди, — воплощение мечты Нисского о пейзаже-фоне для современного человека. Картина «Над Каспием» как раз являет собой идеальное пространство для подвига. Ольга Полянская, исследователь советского искусства и куратор персональной выставки Салахова в Третьяковской галерее, выделяет в живописи художника «характерную примету»: «Особая красная метка, небольшая красная деталь (мундштук и огонёк папиросы у нефтяника, опоры в пейзаже «Над Каспием») — смысловой и цветовой акцент, который на первый взгляд неприметно, но цепко держит композицию полотна». Не пренебрегал такой деталью и Георгий Нисский — художник часто отмечал алым смысловой центр картины. Это особенно очевидно в работах «Над снегами» и «У могилы друга».
Фото 12 января 2019 года




13.Георгий Григорьевич Нисский. У могилы друга. 1963 – 1964

Холст, масло, 100 х 200 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственная Третьяковская галерея
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




Со стенда в музее:

Картину «У могилы друга» Нисский пишет в середине 1960-х годов. Она выделяется среди его работ этого времени, спокойных и размеренных панорам. Художник достигает крайней степени эмоциональности с помощью очень простого решения. Он намеренно делает двух товарищей, пришедших к затерянной в горох могиле, практически незаметными — лишь красная звезда на памятнике пылает в отстранённом, льдистом пейзаже. Ещё никогда в живописи Нисского человек но был так уязвим перед природой, и ещё никогда природа но была так созвучна состоянию человеке.

Подобное цветовое решение нередко наблюдается у современного художника Семёна Агроскина. Он окончил факультет промышленной архитектуры в Московском архитектурном институте, занимающем сегодня здание легендарного ВХУТЕМАСа. Полученная Агроскиным специальность повлияла ив его живопись: художник пишет в основном технические постройки, подчиняя свои пейзажи жёсткой композиционной схеме. Зачастую он использует только один цвет, моделируя планы картины с помощью его полутонов и оттенков. Как и у Нисского. цветовой контраст в живописи Агроскина — это всегда смысловой центр полотне. «В моей работе я противопоставляю красный сигнал светофоров безграничному простору ночных дорог. Это как остановка перед стартом в неизвестность», ~ пишет Агроскин о представленной на выставке работе «Перекрёсток». «Я максимально опустил все возможные детали, дабы дать проявиться основной мысли, основному нестроению. Камертон работе даёт монотонная линия горизонта, пересечённая редкими вертикалями. Состояние начинающегося рассвета подчёркивает неоднозначность любого выбора будущего».

Индустриальный пейзаж Агроскина продолжает традиции искусства XX столетия, причём не только отечественного, но и зарубежного. Художник называет Георгия Нисского одним из тех авторов. кто также вобрал в себя обе эти системы: «У него видна безусловная связь с европейским модернизмом, и в то же время он полностью советский художник. Мало кто смог так легко и талантливо совмещать индустриальный пейзаж, актуальные для того времени темы, с, по сути. абстрактным видением картины. Его паровозы, самолёты, железные дороги уносят зрителя из ежедневной рутины в воображаемые приключения и другую, лучшую жизнь».


14. Семен Евгеньевич Агроскин. Перекресток. 2008

Холст, масло, 80 х 170 см
Художник родился в 1961
Собственность автора
Фото 12 января 2019 года




15. Георгий Григорьевич Нисский. Самолеты в горах. 1934

Холст, масло, 45 х 64,3 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Институт русского реалистического искусства
Технический прогресс и природа в творчестве Георгия Нисского тесно связаны. Современные воздушные суда и команда пилотов на картине «Самолёты в горах» изображены на фоне заснеженных вершин. Суровые погодные условия, в которых оказались герои, усугубляют драматичность извечной истории о покорении природы человеком. Горный хребет, вылепленный густыми, пастозными мазками, нависает над исчезающими в снежной белизне самолётами и экипажем. Со свойственной ему лаконичностью Нисский рассказывает историю о мужестве первых лётчиков. В 1930-х годах художник ставит себе задачу сделать пейзаж современным. Работа «Самолёты в горах» отвечает атому требованию — полярная авиация на тот момент была совсем молодой. Первый полёт состоялся в 1914 году в районе архипелага Новая Земля — путешествие было частью спасательной операции по поиску трёх экспедиций, пропавших без вести. С этого рейса берёт начало история подразделения полярной авиации, которое о 1924 года стало работать на регулярной основе.
Фото 12 января 2019 года

А)




Б) Фрагмент




16. Георгий Григорьевич Нисский. Станция сортировочная «Ховрино». 1954

Бумага, акварель, гуашь, 14,8 х 28,9 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Пермская государственная художественная галерея
Фото 12 января 2019 года




17. Георгий Григорьевич Нисский. Домик (Самуила) Линдина. 1955

Бумага, смешанная техника, 20,5 х 27,3 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Собрание Инны Баженовой
Фото 12 января 2019 года




18. Георгий Григорьевич Нисский. Ранняя весна. 1955

Бумага, гуашь, 20 х 23 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Собрание Инны Баженовой
Фото 12 января 2019 года




19. Георгий Григорьевич Нисский. Лыжник. 1955

Бумага, гуашь, 15,2 х 21,5 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Собрание Инны Баженовой
Фото 12 января 2019 года




20. Георгий Григорьевич Нисский. Зимний лес. 1955

Бумага, гуашь, 19,3 х 31,2 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственный Русский музей
Фото 12 января 2019 года




21. Георгий Григорьевич Нисский. Суровый берег. 1957

Картон, гуашь, 19,3 х 31,2 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственный Русский музей
Фото 12 января 2019 года




22. Георгий Григорьевич Нисский. Рыбацкий поселок. 1955

Бумага, гуашь, 35 х 59 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Собрание Инны Баженовой
Фото 12 января 2019 года




23. Георгий Григорьевич Нисский. Идет поезд. 1955

Бумага, гуашь, 8,9 х 22,7 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственный Русский музей
Фото 12 января 2019 года




24. Георгий Григорьевич Нисский. Пейзаж с церковью. 1960-е

ДВП, масло, 150 х 120 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Республика Беларусь
На картине изображена церковь Покрова на Нерли — шедевр древнерусского зодчества, воздвигнутый в окрестностях Владимира в XII веке. Уникальный памятник находится на стрелке, образовавшейся в результате слияния рек Нерли и Клязьмы. Этот захватывающий вид Нисский писал неоднократно. В работе 1966 года, названной в честь изображённой церкви, детали практически отсутствуют — ничто не отвлекает от стройного белокаменного здания, отражающегося в глади воды. Гомельский «Пейзаж с церковью» более характерен для художника. В композиции картины появляются современные детали: линии электропередачи и автомобиль Нисского модели ГАЗ-21. Как пишет в своих воспоминаниях график Владимир Каневский, Нисский был одним из немногих художников, которые умели водить машину. Этот навык открывал перед ним массу возможностей, живописец постоянно находился в поиске интересной натуры. «Для Нисского не было разницы, где работать: он мог взять холст, куда-то уехать и писать на природе, а мог это делать в мастерской», рассказывает Каневский.
Фото 12 января 2019 года




25. Георгий Григорьевич Нисский. Колхоз «Загорье». 1960

Холст, масло, 215 х 154 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Государственный Русский музей
В годы войны Нисский сознательно отказывается от жанровых картин и выбирает путь пейзажиста. Тем не менее в его позднем творчестве бывают исключения, в число которых «входит работа «Колхоз «Загорье». Нисский изображает здесь не пейзаж. а настоящую «картину мира»: вот отроят новый дом, вот, бросив коромысло, судачат подружки на лавочке, с горы едет велосипедист, летят белые «галочки» птиц. Он изменяет здесь своему привычному низкому горизонту, чтобы изобразить все подробности жизни колхоза. Скромное «Загорье» том самым приобретает монументальный масштаб: при вагляде на картину вспоминаются иллюстрации средневековых часословов и жанровые полотна Северного Возрождения. Нисский ценил искусство этих эпох и, возможно, обратился к нему намеренно. Но есть ещё одно очевидное влияние, в именно — творчество приятеля Нисского, Сергея Лучишкина. Лучишкин, входивший в ряды Общества художников-станковистов, аналогичным способом располагал не своем холсте целый калейдоскоп событий.
Фото 12 января 2019 года




26. Георгий Григорьевич Нисский. Подмосковная ночь. 1961

Холст, масло, 210 х 128 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Тверская областная картинная галерея
Фото 12 января 2019 года




27. Георгий Григорьевич Нисский. Аэродром. 1961

Холст, масло, 150 х 210 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Фото 12 января 2019 года




28. Георгий Григорьевич Нисский. Коломенское. 1961

Холст, масло, 210 х 125 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Союз художников России
Фото 12 января 2019 года




Со стенда в музее:

Пейзажи «Подмосковная ночь», «Аэродром» и «Коломенское» (все —1961) на самом деле триптих. Именно в таком виде работы были представлены на Всесоюзной художественной выставке в том же 1961 году. По словам Михаила Киселёва, автора монографии о Нисском, художник посвятил триптих авиации, однако единство его частей неочевидно. «Справа помещалось полотно «Коломенское», одинаковое по формату о «Подмосковной ночью». Его тематическая связь о остальными частями триптиха состояла лишь в том, что небо в «Коломенском» прорезано дугами — следами реактивных лайнеров», — отмечает Киселёв. Действительно, работа «Коломенское» для Нисского на типична. Обычно его героями становятся поезда, машины, корабли или же самолёты, как а случае «Подмосковной ночи» и «Аэродрома». Интерес к шедеврам древнерусского зодчества (а Нисский пишет исключительно выдающиеся вещи — стоит вспомнить его пейзажи с владимирской церковью Покрова на Нерли) возник у него лишь в 1960-х годах. Тем не менее Нисский вводит в композицию след самолётов на небе, напоминая о времени создания пейзажа. Художник был противником изображения нетронутой природы: «Вспомните поэтические, проникновенные пейзажи Левитана, его тихие заводи, омуты, аллеи, опушки — красиво. Но это история, это вчерашний день, его прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104, Там другой дух, другое настроение, другая эпоха». — писал Нисский. Однако, несмотря на включение современных деталей в пейзаж «Коломенское», работы так и не сложились в композицию. В дальнейшем триптих экспонировался раздельно даже на ретроспективах мастера, а части триптиха оказались а разных музеях страны. Выставка в ИРРИ предоставляет прекрасную возможность увидеть первоначальный замысел Нисского.


29. Георгий Григорьевич Нисский. Зима. 1941-й. 1956

Бумага, гуашь, темпера, 29,7 х 17 см
Годы жизни художника: 1903 – 1987
Институт русского реалистического искусства
Фото 12 января 2019 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru