Мой Виртуальный Музей | Москва

Музейно-выставочное объединение Манеж

Сальвадор Дали. Магическое искусство

Выставка в Музейно-выставочном объединении Манеж

28 января — 16 марта 2020 Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

Организаторы: Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже
В партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид)
Куратор выставки — Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали»

«Совершенно независимо от моей объективной значимости как художника – которую я первый готов обсуждать – одно можно сказать наверняка: если живописи суждено пережить нашу эпоху варварского механического прогресса, то эта ее живучесть будет иметь отправную точку в Сальвадоре Дали…» Эти слова, написанные Сальвадором Дали в прологе его книги «50 секретов магического мастерства», опубликованной в 1948 году, свидетельствуют о том, какую значимость имела для него живопись и ее судьба, и – одновременно – о том, какую важную роль в ее судьбе он отводил самому себе. 70 лет спустя у нас есть возможность оценить его провидческий дар: сегодня Сальвадор Дали остается одним из самых популярных, если не самым популярным художником в мире. Образы, созданные великим живописцем, проникли во все сферы современной визуальной культуры – в кинематограф, моду, дизайн, рекламу, архитектуру. Название одного из самых влиятельных течений искусства XX века – сюрреализм – вошло в нашу повседневную речь во многом благодаря тому содержанию, которое ему дала живопись Сальвадора Дали.

С 28 января по 25 марта 2020 года у российского зрителя появится уникальная возможность познакомиться с творчеством гениального художника. В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). На выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры.

«Столь представительной выставки Сальвадора Дали еще никогда не было в России. Мы очень рады, что нам выпала честь показывать творчество этого художника в Москве», – В.С. Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.

Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также будут показаны работы из частных европейских коллекций.

Выставка даст возможность проследить весь долгий творческий путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как живописца. В экспозиции будут представлены живописные произведения, начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особую значимость имеет, конечно, зрелое творчество Дали, его сюрреалистический и ядерно-мистический периоды. Они представлены на выставке известнейшими работами – «Невидимый человек» (1929–32), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) и другими шедеврами, раскрывающими неповторимый авторский стиль Дали и принесшими ему мировую славу.

1. Зал выставки

Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б)


В)


Г)


Д)


Е)


Ж)


З)


И)


К)


Л)


М)




2. Пьяница. Мадридская сцена. 1922 – 1923

Бумага, тушь, кисть; 20,7 х 14,9
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б)




3. Без названия. Женское лицо. Ок. 1922

Бумага, карандаш. 30,1 х 23,5
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




4. Деревья и фигуры. Ок. 1923

Бумага, карандаш.23,5 х 17,3
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года




5. Дедушкины часы. 1923

Бумага, карандаш.31,6 х 24
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года




Со стенда на выставке:

Мадрид. Академия Сан-Фернандо


Осенью 1922 года начинается новый период в творчестве Сальвадора Дали, связанный с поступлением в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо и переездом в Мадрид, где Дали завязывает дружбу с Пепином Бельо, Педро Гарфиасом, Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсией Лоркой и другими молодыми испанскими интеллектуалами. Погрузившись в бурную ночную жизнь Мадрида, друзья открывают для себя богемную атмосферу столицы, становятся завсегдатаями кафе Pombo, где каждую неделю собираются представители испанского литературного и художественного авангарда. Благодаря Луису Бунюэлю, входившему в редакцию журнала Ultra, Сальвадор Дали знакомится с поэтами Рамоном Гомесом де ла Серной и Гильермо де Торре, а также с художником Рафаэлем Баррадасом. Сформулированная Гильермо де Торре и Баррадасом теория вибрационизма — художественного течения, вобравшего в себя опыт французского кубизма и итальянского футуризма, — оказала большое влияние на формирование художественного стиля Сальвадора Дали в этот период.

В его работах середины 1920-х годов колористические поиски импрессионизма отходят на второй план. Им на смену приходит мощная пластика и формальные эксперименты. Еще одним источником вдохновения для Дали становятся художественные журналы: парижский L’esprit nouveau, издаваемый Ле Корбюзье и Амеде Озанфаном, а также миланский Valori plastici, публи-ковавший произведения Джорджо де Кирико, Карло Карра и Джорджо Моранди.

Важным событием стало участие Сальвадора Дали вместе с другими испанскими художниками авангардистами в знаменитой выставке Общества иберийских художников, проходившей в мае 1925 года в самом сердце Мадрида, в парке Ретиро. Именно с нее начинается широкое признание Дали как художника, закрепленное в ноябре того же года первой персональной выставкой в барселонской галерее Dalmau.

Увлеченный участием в выставках и художественной жизни Мадрида и Барселоны, Сальвадор Дали все меньше внимания уделяет обучению в Академии Сан-Фернандо, и в 1926 году после конфликта с преподавателями, которых художник обвинил в некомпетентности, он был окончательно исключен из этого учебного заведения. Вернувшись в родной Фигерас, Дали полностью посвящает себя живописи.


6. Письмо Сальвадора Дали Луису Бунюэлю с кубистической композицией и набросками. 1925 – 1926

Бумага, карандаш.22,1 х 23,9
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года




7. Хорнета (Пейзаж в Кадакесе). Ок. 1923

Холст, масло. 69 х 59
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года




8. Кубистический автопортрет. 1923

Картон, дерево, масло, коллаж. 104 х 75
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




9. Портрет Луиса Бунюэля. 1924

Холст, масло. 70 х 60
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




10. Портрет моей сестры. 1925

Холст, масло. 92 х 65
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




11. Венера и амуры. 1925

Дерево, масло. 23 х 23,5
Собрание Колеро, Швейцария
Фото 21 февраля 2020 года




12. Фигуры на песке. 1926

Дерево, масло. 20,7 х 27,3
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года




13. Пьеро играет на гитаре [Кубистическая картина]. 1925

Холст, масло. 198 х 149
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




14. Натюрморт. 1926

Холст, масло. 199 х 150
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Со стенда на выставке:

Ранние импрессионистические работы


Страсть к рисованию проявилась у Сальвадора Дали еще в детстве, и к 15 годам обучавшийся живописной композиции и технике светотени в Муниципальной школе Фигераса у Хуана Нуньеса Дали совдал внушительное количество пейзажей и портретов членов своей семьи. В дневниках 1910-1920-х годов будущий знаменитый художник признавался, что главным его увлечением в конце 1910-х годов стал импрессионизм. Интерес к передаче эффектов солнечного света, использование дополнительных цветов и цветовых контрастов появились в творчестве Дали во многом благодаря испанскому художнику Рамону Пичоту, близкому другу его семьи. Именно по приглашению семейства Пичот родители Дали начинают приезжать в Кадакес и снимают там небольшой дом (он изображен на картине «Портрет моего отца на фоне дома в Эс- Льянер»). С тех пор пейзажи окрестностей Кадакеса становятся одной из важнейших тем в творчестве Сальвадора Дали. Значительное место занимают они и среди его ранних работ, представленных на выставке.

Своеобразным итогом раннего творчества художника считается «Автопортрет с рафаэлевской шеей» (ок. 1921). Копируя положение головы со знаменитого автопортрета итальянского мастера и подчеркивая физиогномическое сходство с Рафаэлем, в стилистике живописи Сальвадор Дали остается верен своей юношеской импрессионистической манере. 1921 год стал для художника годом перемен и потрясений: в феврале умирает его мать, а в июле — ближайший друг Пепито Пичот. В то же время пораженный успехами сына на выставках в Фигерасе и Барселоне отец художника поддерживает его желание поступить в Академию изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде.


15. Кадакес. Порт-Альгер. Ок. 1919

Холст, масло. 36 х 38,5
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года




16. Портрет виолончелиста Рикарда Пичота. 1920

Холст, масло. 61,5 х 50
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




17. Автопортрет с рафаэлевской шеей. Ок. 1921

Холст, масло. 40,5 х 53
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




18. Портрет моего отца на фоне дома в Эс-Льянер. Ок. 1920

Холст, масло. 41,6 х 47
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




19. Купальщицы в Эс-Льянер. 1923

Картон, дерево, масло. 73,8 х 101,5
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




20. Пасторальные сцены. Этюд. 1923 – 1924

Бумага верже, карандаш. 24 х 62,5
Фонд «Гала – Сальвадор Дали»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент




21. Четыре жены рыбаков в Кадакесе. Ок. 1928

Холст, масло. 148 х 196
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»




22. Две фигуры. 1926

Холст, масло. 149 х 198
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»
Фото 21 февраля 2020 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru