Мой Виртуальный Музей | Москва

Музейно-выставочное объединение Манеж

Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера

Выставка в Музейно-выставочном объединении Манеж


Часть 1. Диего Ривера


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Диаго Ривера. Продолжение



21 декабря — 22 февраля 2019
10:00 – 21:00
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.

С 21 декабря 2018 года по 22 февраля 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представят в Москве масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который покажет шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

В течение двух месяцев в самом центре Москвы, в ЦВЗ «Манеж», зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Их знакомство состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.

1. Залы выставки

Фото 28 декабря 2018 года

А) Вход на выставку




Б) Схема экспозиции




В) Зал выставки №№2 и 5. Фрида Кало и Диего Ривера




Г) Зал выставки №6. Диего Ривера




Начиная с 1920-х годов, мексиканские художники и искусствоведы были особенно активны на интернациональной художественной сцене. Многие международные контакты были установлены и активно поддерживались коммунистом, несколько раз исключенным из коммунистической партии, патриотом и космополитом художником Диего Риверой. С Россией Риверу связывало многое, и для него были очень важны эти живые, непосредственные связи. В Мексике он брал под свое крыло всех возможных гостей из СССР: в 1924 году он одним из первых приветствовал советского полномочного представителя в Мексике Станислава Пестковского. Позднее он поддерживал тесные связи со всеми советскими послами, так же как и с приезжавшими в Мексику советскими политиками и деятелями культуры – Маяковским, Эйзенштейном, Троцким. В 1927 году Ривера впервые посетил Советский Союз: он оставался в Москве до мая 1928-го. После этого художник часто выступал в Мехико с лекциями о советской культуре и искусстве.

В 1930 – 1950-е годы художник поддерживал тесные отношения со своими советскими единомышленниками посредством переписки и участия в жизни советской дипломатической миссии в Мехико. Однако второй и последний раз Ривера посетил СССР лишь в 1955 году в качестве пациента советских врачей-онкологов. С сентября 1955-го по январь 1956-го он находился в больнице. Несмотря на слабость из-за болезни, он практически все время зарисовывал все, что его окружало: работников больницы, медсестер, гулявших неподалеку детей.

Несмотря на активную позицию Риверы, на территории Советского Союза осталось всего около полутора десятков его произведений. Так, в свой первый приезд он передал в Музей нового западного искусства небольшой рисунок «Грузчики», изображающий мексиканских рабочих, тогда как масштабный проект росписи клуба Красной армии так и не был осуществлен. Единственной же живописной работой которую Ривера подарил советской культурной институции, стал большеформатный холст «Славная победа» (1954). Это политический памфлет, изобличающий вторжение американских войск в Гватемалу. В 1956 году картина стала собственностью Союза художников СССР, а в 1958 году была передана в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

2. Диего Ривера. Вид Миди. 1918

Холст, масло. 81 х 64,9
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




3. Диего Ривера. Алькериа. 1914

Холст, масло. 70,3 х 80
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




4. Диего Ривера. Телеграфный столб. 1916

Холст, масло. 102 х 81
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




5. Диего Ривера. Блошиный рынок. 1915

Холст, масло. 27,5 х 38,6
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




6. Диего Ривера. Женщина с гусями. 1918

Холст, масло. 62,7 х 81
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




7. Диего Ривера. Натюрморт с бутылкой анисовой настойки. 1918

Бумага, акварель. 17 х 24,5
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




8. Диего Ривера. Нож и фрукты на окне. 1917

Холст, масло. 92,3 х 94,5
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




9. Диего Ривера. Математик. 1918

Холст, масло. 115,5 х 80,5
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




После революции 1910 – 1917 в Мексике начался новый подъем в становлении национального самосознания, важной частью которого стал мурализм – художественное движение в монументальной живописи 1920 – 1960-х годов. Мексиканский философ и писатель, ректор Национального университета Мексики и с 1921 года министр образования Хосе Васконселос инициировал и претворил в жизнь обширную культурную программу, направленную на популяризацию национальной истории и искусства. Главную роль в этом проекте должна была сыграть живопись. Из Европы Ривера вернулся по приглашению Васконселоса и сразу же приступил к работе в Препаратории над своей первой мексиканской фреской. У идеи возрождения и развития фресковой росписи в Мексике был еще один пламенный проповедник – художник Херардо Мурильо (доктор Атль). Доктор Атль призывал художников Мексики повторять в Латинской Америке опыт итальянского Возрождения. Согласно его представлениям, молодым соотечественникам следовало осознать, что они являются наследниками одновременно латинской ветви европейской культуры и культур древней Мексики, преданных забвению после Конкисты, и, объединив достижения этих культур, осуществить художественный прорыв, сопоставимый с революцией. Доктор Атль, так же как и знаменитый мексиканский график Хосе Гуаделупе Посада, дал толчок развитию национальной школы живописи и графики, обратив внимание современников на народное творчество и на прошлое своей страны.

Над муралями в то время работали многие художники, но мировую известность получили трое: Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Именно они создали самые впечатляющие и масштабные живописные ансамбли, работая то вместе, то порознь, а иногда и враждуя из-за несходства политических убеждений. Благодаря им главными героями мексиканского искусства стали крестьяне, рабочие и революционеры, а главными темами – индейская культура Мексики, революция 1910 года и преобразования постреволюционного общества: именно над этими темами всю свою жизнь трудились великие муралисты.

10. Диего Ривера. Механическое материнство. 1933

Бумага, карандаш, акварель. 47,8 х 25,3
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




11. Диего Ривера. Набросок к фреске «Плоды земли» в здании Министерства народного образования. 1925

Бумага, карандаш. 48 х 54
Собрание Хуана Рафаэля Коронеля Риверы
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




12. Диего Ривера. Набросок к фреске «Мудрец» в Коридоре Революции здания Министерства народного образования. 1925

Бумага, карандаш. 48 х 54
Собрание Хуана Рафаэля Коронеля Риверы
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




13. Диего Ривера. Набросок к фреске «Банкет на Уолл-стрит» в здании Министерства народного образования. 1925

Бумага, карандаш. 48 х 64
Собрание Хуана Рафаэля Коронеля Риверы
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




14. Диего Ривера. Набросок к фреске в здании Министерства народного образования. 1925

Бумага, карандаш. 48 х 71,5
Собрание Хуана Рафаэля Коронеля Риверы
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




15. Диего Ривера. Набросок к фреске «Культура тарасков, или Художники и краски» для коридора Национального дворца в Мехико. 1942

Бумага, карандаш, тушь. 53,5 х 35
Собрание Хуана Рафаэля Коронеля Риверы
Фото 28 декабря 2018 года




16. Диего Ривера. Ребенок-спутник. 1956

Холст, масло. 96,8 х 66,2
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




17. Диего Ривера. Ребенок на санках. 1956

Холст, масло. 95,5 х 65,6
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




18. Диего Ривера. Ребенок с мороженым. 1956

Бумага, акварель. 38,6 х 27,6
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




19. Диего Ривера. Русская медсестра. 1956

Бумага, акварель. 28,3 х 20
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




20. Диего Ривера. Ребенок с санками. 1956

Бумага, акварель. 38,6 х 27,4
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




21. Диего Ривера. Девочка с портфелем. 1956

Холст, масло. 95,5 х 65,6
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




22. Диего Ривера. Женщина, убирающая снег. 1956

Бумага, акварель. 27,2 х 39
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




23. Диего Ривера. Портрет С.И. Макар-Баткиной. 1929

Холст, масло. 109,8 х 90
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




24. Диего Ривера. Портрет Ангелины Беловой. 1929

Холст, масло. 114,3 х 145,5
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




25. Диего Ривера. Портрет Ильи Эренбурга. 1916

Из книги Ильи Эренбурга «Повесть о жизни некой Наденьки и о вещих знамениях, явленных ей», 1916
Российский государственный архив литературы и искусства
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru