Мой Виртуальный Музей | Москва

Музейно-выставочное объединение Манеж

Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера

Выставка в Музейно-выставочном объединении Манеж


Часть 2. Диего Ривера. Продолжение


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 1. Диаго Ривера



21 декабря — 22 февраля 2019
10:00 – 21:00
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1

«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.

С 21 декабря 2018 года по 22 февраля 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представят в Москве масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который покажет шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

В течение двух месяцев в самом центре Москвы, в ЦВЗ «Манеж», зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

Их знакомство состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.

26. Зал выставки №7. Диего Ривера

Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б)




Ривера с восторгом вспоминал свое возвращение из Европы в 1921 году: «Мое возвращение домой вызвало во мне эстетическое ликование, которое невозможно описать… Везде я видел потенциальный шедевр: в толпе, на рынках, на празднествах, в марширующих батальонах, в рабочих мастерских, на полях – в каждом сияющем лице, в каждом радующемся ребенке». Вызванный в Мехико министром образование Хосе Васконселосом, инициировавшем обширную компанию по возрождению национального мексиканского искусства, Ривера уже в ноябре 1921 года был направлен вместе с другими художниками, писателями и журналистами на раскопки городов майя Чичен-Ица и Ушмаль, чтобы ближе познакомиться с культурой древней Мексики. После этого путешествия поездки Риверы по стране стали регулярными. В марте 1922 года Васконселос объявил о начале масштабного проекта фресковых росписей в Мексике. Его первым этапом стало оформление внутренних дворов в Министерстве народного образования. Ответственным был назначен Диего Ривера. Фрески министерства должны были отражать революционные идеалы и наглядно демонстрировать значимость истории и культуры индейского населения Мексики. Эскизы и наброски фресок перекочевывали в рисунки и станковые произведения, создавая целые циклы из жизни индейцев. Поэт Октавио Пас так оценивал мастерство, продемонстрированное Риверой при работе над фресками министерства: «… мастер объема и геометрии, который оказался способен применить уроки Сезанна ко фреске; живописец, добившийся видения Гогена, – деревья, листья, вода, цвета, плоды – даже написанные на стене, они снова цветут, и, наконец, график – мастер мелодичной линии».

К концу 1920-х годов, когда стиль Риверы уже сложился, мастер много рисовал индейских матерей и их детей: художник виртуозно передавал близость и теплоту отношений своих моделей. Эти идиллические сцены стали очень популярны среди американских любителей искусства, и в 1930-е он наладил практически массовое производство этих относительно небольших произведений. Деньги от продажи он вкладывал в свою все растущую коллекцию доколумбова искусства. В своем творчестве Ривера обращался и к истории доколумбовой Америки: так, цикл фресок 1942 – 1951 годов для Национального дворца в Мехико был посвящен теме «Доиспанская и колониальная Америка» с преобладанием доколумбовой культуры, которую Ривера изучал по старинным рукописям.

27. Диего Ривера. Уичоли. 1950

Холст, масло. 111 х 90
Частное собрание
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




28. Диего Ривера. Плоды земли. 1932

Литография. 44,8 х 32,9
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года




29. Диего Ривера. Ребенок с тако. 1932

Литография. 44,3 х 31,8
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент




30. Диего Ривера. Сон (ночь бедняков). 1932

Литография. 44 х 32,8
Музей Долорес Ольмедо
Фото 28 декабря 2018 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru