Мой Виртуальный Музей
|
Москва
Музейно-выставочный центр РОСИЗО
Соцреализм. Метаморфозы
Советское искусство 1927-1987
Выставка Музейно-выставочного центра РОСИЗО на Крымском валу
Место проведения: Москва, Крымский вал, д.10, Центральный выставочный зал Союза художников России.
Организатор: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Время проведения выставки: 27 апреля — 6 июня 2021 года.
В Центральном выставочном зале Союза художников России (Крымский вал, д.10) открыта масштабная экспозиция произведений советского искусства.
Отправной точкой выставки стало исследование коллекции и архива РОСИЗО - одной из ведущих институций, работавших во времена СССР в рамках системы государственного заказа. Примечательно, что архивы РОСИЗО содержат не только канонические образцы соцреализма, но и выдающиеся произведения 1920-х-1930-х годов, свидетельствующие об альтернативных художественных поисках, а также целый корпус работ, которые должны были стать основой легендарной выставки «Индустрия социализма».
Собрание РОСИЗО содержит очень разноплановые, неординарные, иногда опережающие своё время, а иногда и курьёзные в своём стремлении угодить официальным доктринам произведения. Фонды РОСИЗО охватывают весь советский и частично постсоветский период – это свыше 46 000 единиц хранения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.
Соцреализм сегодня вызывает все больший интерес у кураторов и исследователей как в России, так и за рубежом. По словам куратора выставки Александры Харитоновой, для российской выставочной практики художественное наследие советской эпохи является одной из самых чувствительных и неоднозначных тем. Несмотря на существующую историческую дистанцию, «соцреализм» остается предметом острых дискуссий, как в профессиональной среде искусствоведов, художников и критиков, так и в обществе в целом, разделяя его на два скорее политических, нежели эстетических лагеря.
Выставочный проект «Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987» иллюстрирует эклектичность, многослойность, неоднозначность соцреализма и официального искусства, его трансформаций в контексте смены культурных и исторических парадигм. Экспозиция строится по хронологии и структурирована по темам и разделам: «Вожди и мифы», «Индустрия социализма», «Советская женщина», «Война и память», «Союз Республик. Новая этнография - новая экзотика», «Город vs. Деревня» и пр.
Экспозиция включает 220 произведений живописи и скульптуры. На выставке представлены работы Бориса Голополосова, Екатерины Зерновой, Александра Лабаса, Виктора Мидлера, Владимира Люшина, Кузьмы Николаева, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Николая Терпсихорова, Дмитрия Налбандяна, Веры Мухиной, Льва Кербеля, Сарры Лебедевой, Веры Адамчевской, Сергея Коненкова, Татьяны Яблонской, Станислава Гончарова, Яна Осиса и других из фондов ГМВЦ «РОСИЗО», Третьяковской галереи, Русского музея, Исторического музея, Музея современной истории России и многих др. Всего 30 участников.
В качестве постскриптума в рамках выставки представлен специальный проект с участием современных российских художников Павла Отдельнова, Егора Кошелева, Марии Сафроновой и Владимира Потапова. Все авторы принадлежат одному поколению, прошли через традиционную систему академического обучения и сделали сознательный выбор в пользу живописи, как исходной точки для своего творчества. Однако, они отнюдь не являются прямыми продолжателями «советской школы», а скорее занимают позицию чутких аналитиков и исследователей.
1. Залы выставки
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
Со стенда на выставке
Новое социальное искусство
В начале 1920-х годов в результате поисков нового художественного языка беспредметное искусство вновь уступает ведущее место фигуративному изображению, и не только в Советском Союзе, но и в пережившей Первую мировую войну Европе. В Германии эта тенденция наиболее ярко выразилась в течении «Новая вещественность» и немецком экспрессионизме, в Италии — в среде художников, объединившихся вокруг журнала «Valori Plastici» («Пластические ценности). В Мексике и США активно работали муралисты, способствовавшие появлению американской версии социального реализма. В СССР художники, пока еще не находились в изоляции, активно контактировали с коллегами во всем мире. В 1924 году Советский Союз принял участие в Венецианской биеннале современного искусства, с середины 1920-х годов проходила серия обменных выставок советского и немецкого искусства. В 1927 году в Москву на празднование 10-летия Великой Октябрьской революции приезжал мексиканский художник-муралист и политический деятель Диего Ривера, в том же году его коллега Хосе Клементе Ороско приехал в Нью-Йорк. Определяющими чертами новых поисков были ориентация искусства на социальность и утопический пафос жизнестроительства, унаследованные от авангарда новым поколением художников, из которых многие обучались у старшего поколения во ВХУТЕМАСе—ВХУТЕИНе. Происходило возвращение к традиционным видам искусства, в особенности к станковой картине как к главной м доступной форме коммуникации с заказчиком — пролетарским социумом. Пространством коллективного художественного высказывания и диалога между искусством и обществом стала тематическая выставка.
До 1932 года различные художественные объединения разрабатывали целый спектр версий нового фигуративного модернизма. Следы формальных экспериментов с пространством, композиционным и цветовым решением можно увидеть и в произведениях более позднего периода, несмотря на ужесточение культурной политики и тенденцию к определенной стилистической унификации. Период между 1927 и 1932 годом был временем стремительных изменений, интриг и борьбы за административное лидерство в основном между двумя группами, которые условно можно разделить на два направления: художники круга бывшего Общества станковистов и Ассоциация художников революционной России (с 1931 года — Российская ассоциация пролетарских художников, в состав которой также вошли представители молодежного сектора и художники-самоучки). С образованием в 1932 году единого Союза художников во главе с небольшой группой, обладавшей полной политической и экономической властью над коллегами, практически единственной формой существования в профессии стали участие в выставках и государственный заказ. Постоянные проработки, чистки и исключения, опасные обвинения в буржуазности, формализме и натурализме коснулись не только таких мастеров, как Александр Лабас, но и, например, Исаака Бродского, Александра Лактионова и многих других. Сформулированные в 1920-1930-е годы новые каноны, иерархии жанров и сюжетов, тематическая выставка как способ показа общественно значимого социального искусства сохранялись на протяжении всего советского периода, однако их смысловое наполнение и эстетика трансформировались со сменой вождей, изменениями культурного и политического ландшафта в СССР
2. Лев Кербель. В.И. Ленин. 1970
Мрамор
Годы жизни художника: 1917 – 2003
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фото 6 мая 2021 года
Со стенда на выставке
Вожди и мифы
Первый раздел выставки обращается к самому неоднозначному и, казалось бы, знакомому материалу, с которым на первый взгляд соцреализм и ассоциируется. Представленные произведения наглядно демонстрируют, как менялась концепция изображения советских лидеров от Ленина до Брежнева, от формальных экспериментов конца 1920-х до официоза 1980-х.
Образы Ленина конца 1920-х годов предъявляют разные версии формальных поисков нового языка пролетарского искусства - экспрессионистических тенденций в работах Бориса Голополосова, Александра Лабаса (серия «Октябрь») и протофотореализма Исаака Бродского. Их трудно назвать портретами в строгом смысле слова, скорее это картины о недавно случившейся революции, главным действующим лицом и символом которой предстает Владимир Ленин (1870-1924), современник упомянутых авторов.
Ко второй половине 1930-х годов изображения лидера революции все более и более мифологизируются, а найденные ранее живописные формулы тиражируются и превращаются в расхожие идеологические клише. В 1970-1980-х годах этот образ становится настолько растиражированным и эфемерным, что превращается в фотографию на стене (Юрий Деев, «Товарищ Ленин», 1974) или становится объектом сюрреалистических стилизаций (Сергей Пустовойт, цикл «Ленин в Париже», 1984-1985).
Корпус работ с изображениями Иосифа Сталина (1879-1953) во всех возможных ипостасях: на маневрах, на заседаниях, с Лениным и партийными соратниками, среди детей и так далее - красноречиво свидетельствует о том, как происходил переход к застывшему и мрачноватому сталинскому классицизму. Эталонные каноны соцреализма воплотились в произведениях Дмитрия Налбандяна, Василия Ефанова и Александра Герасимова, прославляющих «отца народов» в эффектных монументальных образах, обслуживавших ведущие государственные идеи и проекты: мнимую преемственность власти и роль Сталина в революции (Ленин и Сталин, Сталин в штабах Октября), проект конституции, победу в Великой Отечественной войне, главную послевоенную эпопею «Сталинский план преобразования природы», альянс с Мао Цзэдуном и так далее.
С приходом к власти Никиты Хрущева (1894-1971) произошел поворот ко второму, оттепельному «модернизму» и формированию «сурового стиля» в конце 1950-х годов. Эти стилистические тенденции находят отражение и в официозных изображениях нового главы СССР. Хрущев предстает в образе деятельного руководителя двух знаменитых государственных проектов - освоения целинных земель и массового строительства нового типа жилья, так называемых «хрущевок». Попытки «освежить» принятые каноны иногда приводят и к комичным эффектам. Так, картина Марата Самсонова «Н.С. Хрущев и Фидель Кастро в березовой роще», призванная изобразить неформальное общение лидеров СССР и Кубы, скорее напоминает ироничные пародии современных художников Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, совершенно таковой не являясь.
Одна из главных тенденций брежневского времени -- обилие тиражной массмедийной продукции, где на смену живописным полотнам приходит такой вид искусства, как плакат-панно. Огромные портреты Леонида Брежнева (1906-1982) заполняют городские стены и другие общественные пространства.
Маркером новой эпохи и финальной работой, завершающем раздел, является портрет Михаила Горбачева (род. 1931), выполненным Семеном Файбисовичем в 1987 году по заказу американского журнала «Тайм».
3. Николай Андреев. Ленин-вождь. 1931 – 1932
Отлив 1970
Бронза
Годы жизни художника: 1873 – 1932
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Фото 6 мая 2021 года
4. Александр Лабас. Ленин. Набросок. 1932
Бумага, темпера, белила
Годы жизни художника: 1900 – 1983
Собрание Ольги Бескиной-Лабас
Фото 6 мая 2021 года
5. Александр Лабас. Приезд Ленина в Петроград. 1930
Холст, масло
Годы жизни художника: 1900 – 1983
Государственная Третьяковская галерея
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б) Фрагмент
6. Борис Голополосов. В.И. Ленин – вождь мирового пролетариата. 1929
Холст, масло
Годы жизни художника: 1900 – 1983
Государственная Третьяковская галерея
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б) Фрагмент
7. Исаак Бродский. В.И. Ленин – оратор. 1929
Холст, масло
Годы жизни художника: 1884 – 1939
Государственный исторический музей
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б) Фрагмент
8. Сергей Герасимов. В.И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян. 1935 – 1936
Холст, масло
Годы жизни художника: 1885 – 1964
Государственный Русский музей
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б) Фрагмент
9. Александр Дейнека. В.И. Ленин прогулке с детьми. 1938
Холст, масло
Годы жизни художника: 1899 – 1969
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации
Фото 6 мая 2021 года
А)
Б) Фрагмент
По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru |
|