Мой Виртуальный Музей
|
Россия
Московская область
Русское искусство. Церковное и светское искусство XVII – начала XX века
Постоянная экспозиция в Музейно-выставочном комплексе Новый Иерусалим
Со стенда в музее:
Экспозиция русского искусства XVIII – начала XX века включает в себя произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, большая часть которых поступила в собрания музея в послереволюционный период. Основанный в 1920 году на месте закрытого монастыря, музей почти сразу стал крупнейшим центром Подмосковья. У истоков строительства музея стоял его первый директор – Натан Александрович Шнеерсон (1881 – 1945), непосредственно участвовавший в работе комиссии по национализации усадебных собраний. Известно, что уже за 1922 год были исследованы имения Ильинское (Романовых), Петровское (Голицыных), Никольское (Гагариных), Глебово (Брусиловых), Рождествено (Толстых). Всего до 1937 года «было принято 16 бывших имений», среди них также Никольское-Урюпино и Дубовицы (Голицыных), Полевщина (Карповых), Ярополец (Гончаровых и Чернышевых). Введенское (Гудовича), Поречье (Уваровых), Знаменское (Мартыновых). Произведения живописи, мебели, художественного фарфора, бронзы были вывезены из усадеб. Поступления картин в 1937 году из закрытого Ленинского краеведческого музея в Царицыно завершили комплектование коллекции живописи в довоенный период.
Огромный ущерб архитектурному ансамблю и фондам музея был нанесен во время Великой Отечественной войны. С 27 ноября по 11 декабря 1941 года Истра была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, которые при отступлении взорвали Воскресенский собор, и многие произведения погибли при взрывах и пожарах. В то же время сохранившиеся от довоенных поступлений экспонаты до сих пор составляют основу многих музейных коллекций.
Значительным событием в пополнении собрания было поступление живописных и графических работ К.И. Горбатова. Покинувший Россию в 1922 году художник, незадолго до окончания Второй мировой войны писал в письме-завещании: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины… отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдет нужным». Судьба распорядилась так, что произведения К.И. Горбатова в 1964 году были переданы из ГДР в музей «Новый Иерусалим».
Интенсивное восстановление архитектурного ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и пополнение художественных фондов музея началось с 1973 года, когда директором стал Василий Фролович Нижегородов (1927 – 1995). В этот период практически заново была сформирована коллекция мебели, погибшая во время Великой Отечественной войны, пополнены разделы коллекций фарфора, живописи и акварельного портрета.
1. Залы музея
Фото 26 января 2016 года
А)
Б)
В)
Со стенда в музее:
Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Распространение портретного жанра происходит уже в Петровское время. Блестящим примером этого служит портрет, поступивший в собрание музея как портрет княжны Смарагды Кантемир, но который есть все основания считать портретом княжны Марии Дмитриевны Кантемир.
Манера исполнения, соединившая в себе черты парсунного, плоскостного письма с чертами барочного парадного портрета, выдает в нем русского живописца. А глубина созданного образа заставляет вспомнить одного из лучших петровских мастеров – Ивана Никитина. Учитвая положение Марии Кантемир при дворе: княжна вошла в историю как «последняя любовь Петра Великого», ее портрет вполне мог быть заказан прославленному художнику.
В стилистике барокко написан портрет герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Он воспроизводит схему поясного парадного портрета, цель которого создать репрезентативный образ, подчеркнуть значимость представленной особы.
Во многом уникален портрет кисти Ивана Локтева. По одной из версий на нем изображен первый учитель Локтева – Иван Фирсов. Нехарактерный для этого времени демократизм образа, выраженный в отсутствии сословного барьера между художником и моделью, делает оправданным это предположение.
Во второй половине XVIII века, наряду с парадным, широко распространился жанр камерного портрета. Его отличает композиционная простота, сосредоточенность художника на изображении лица портретируемого. Блестящий расцвет этого жанра связан с именем Ф.С. Рокотова. «Портрет М.Ф. Зотовой» был написан в зрелый период творчества художника. Есть нечто общее в его женских образах того времени, за которыми чувствуется внутренняя скрытая жизнь, но одновременно проявляются индивидуальные черты изображенных.
На развитие жанра портрета оказали влияние идеи просветителей с их понятием об «истинном достоинстве дворянина». «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» неизвестного автора кажется идеальной иллюстрацией этих понятий. «Духовный аристократизм», внутреннее достоинство – все эти характеристики, закрепившиеся в литературе того времени об идеалах дворянства, применимы к данному образу.
Портрет князя С.Н. Долгорукого кисти В.Л. Боровиковского представляет более позднюю страницу в истории русского искусства, но также близок к идеям просветительства. В портрете проявились классицистические тенденции и связанные с ними идеалы служения обществу. Антураж, сдержанность и строгость композиционного и цветового строя произведения помогают в создании образа просвещенного государственного мужа.
2. Неизвестный художник. Конный портрет Петра I. Середина XVIII в.
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
3. Иван Никитич Никитин. Портрет княжны Смарагды (?) Марии (?) Кантемир. Конец 1710-х – начало 1720-х
Холст, масло
Иван Никитич Никитин (около 1690 – не ранее 1742)
Русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. С 1716 по 1719 – пенсионер Петра I в Италии. С 1720 года жил в России.
Княжна Смарагда Кантемир (1703 – 1719)
Младшая дочь молдавского господаря сподвижника Петра I Дмитрия Кантемира от первого брака с гречанкой Кассандрой.
Мария Кантемир (1700 – 1754)
Старшая дочь Дмитрия и Кассандры, образованнейшая женщина своего времени, будучи блестящей статс-дамой при императорском дворе, пользовалась расположением Петра I и вошла в историю как «последняя любовь Петра Великого».
Фото 26 января 2016 года
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
4. Неизвестный художник. Портрет герцога Голштинского. 1720-е
Холст, масло
Герцог Голштейн-Готторпский Карл Фридрих (1700 – 1739)
Племянник шведского короля Карла XII, супруг дочери Петра I, царевны Анны Петровны, отец Петра III.
Фото 26 января 2016 года
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
5. Неизвестный художник. Портрет княгини Е.П. Меншиковой. 1750 – 1760-е
Холст, масло
Елизавета Петровна Меншикова (1721 – 1764)
Дочь князя Петра Алексеевича Голицына и графини Елизаветы Ивановны Мусиной-Пушкиной. В 1742 году Елизавета Петровна была выдана замуж за сына светлейшего князя А.Д. Меншикова, Александра Александровича Меншикова, которого возвратила из ссылки императрица Елизавета Петровна.
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
6. Неизвестный художник. Портрет графини Е.И. Разумовской. Не ранее 1746
Холст, масло
Разумовская Екатерина Ивановна (1729 – 1771)
Дочь Ивана Львовича Нарышкина, троюродная сестра императрицы Елизаветы Петровны. В 1746 году она была обвенчана с графом Кириллом Григорьевичем Разумовским, простым казаком в недавнем прошлом, чей брат Алексей стал фаворитом императрицы. Колоссальное приданое Екатерины Ивановны сделало эту семью одной из богатейших в России, в их владениях насчитывалось 44 тысячи душ крепостных. В числе имений было и село Петровское в окрестностях Москвы, которое стало именоваться Петровским-Разумовским.
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
7. А. Моисеев. Женский портрет. 1773
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
8. Неизвестный художник. Портрет купца I гильдии И.П. Ларина. 1778 (?)
На музейной табличке опечатка в инициалах, правильно П.Д.
Холст, масло
Петр Данилович Ларин (1735 – 1778)
Родился в селе Любичи Рязанской губернии. Отец его был бедным крестьянином. С 14 лет Петр начал работать подносчиком в кабаке, а в 1771 году был уже московским купцом. Около 1775 года стал купцом I гильдии, обладал значительным состоянием. Около 1776 построил в своем родном селе двухэтажную церковь с колокольней, на фоне которой он изображен на портрете. В 1778 был утвержден Екатериной II его проект основания в селе Любичи Народного училища и, вероятно, к этому времени и был заказан Лариным портрет. На его средства были отстроены отдельные залы в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
9. Иван Локтев. Портрет художника Ивана Фирсова (?). 1760 – 1762 (?)
Холст, масло
Локтев Иван. Живописец, портретист
С 1759 по 1761 годы работал в Ораниенбауме вместе с Иваном Фирсовым, который, вероятно, был его первым учителем. В 1761 году поступил в Академию художеств, где обучался до 1762 года. В это время в Академии преподавал Ф.С. Рокотов. По одной из версий на портрете изображен художник Иван Фирсов, первый русский жанрист
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
10. Неизвестный художник круга Ф.С. Рокотова. Портрет неизвестной в полосатом платье. 1790-е
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
11. Неизвестный художник. Портрет князя А.Б. Куракина. Начало XIX века
Копия с портрета Ф.С. Рокотова, подлинник хранится в Нижегородском художественном музее
Холст, масло
Александр Борисович Куракин (1752 – 1818). Русский дипломат из рода Куракиных, вице-канцлер (1796), член Государственного Совета (1810), действительный тайный советник. Член Российской академии. За «искусную представительность» и пристрастие к драгоценностям прозван «бриллиантовым князем». Изображен в мундире офицера лейб-гвардии Конного полка, куда был записан еще в детстве
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
12. Неизвестный художник. Портрет молодого человека в зеленом кафтане (Портрет гвардейского офицера). Конец 1760-х
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
13. Федор Степанович Рокотов. Портрет М.Ф. Зотовой. 1780-е
Холст, масло
Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808).
Русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Выходец из крепостных, получил вольную. Выучился на художника и вскоре стал одним из любимых мастеров российского дворянства. Писал в основном парадные портреты московской знати и самой Екатерины II.
Маргарита Францевна Зотова (1754 – 1825).
Урожденная де Вейер, дочь вице-консула при французском посольстве в Москве. Вторая жена полковника Ивана Никитича Зотова (1738 – 1794). Портрет поступил из усадьбы Чернышевых-Зотовых Лыткарино, которой владела Маргарита Францевна после смерти мужа
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
14. Александр Рослин. Портрет графа З.Г. Чернышева. 1770-е
Холст, масло
Чернышев Захар Григорьевич (1722 – 1784).
Государственный и военный деятель. Герой семилетней войны, в ходе которой 28 сентября 1760 года его корпус овладел Берлином. В 1773 году Захар Чернышев получил звание генерал-фельдмаршала. С 1773 года стал президентов Военной Коллегии, а с 1774 года – генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 – 1784 годах Чернышев был московским генерал-губернатором. Портрет Захара Чернышева был написан для подмосковной усадьбы и являлся репликой с большого парадного портрета
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
15. Яков Иванович Земельгак. Портрет князя М.М. Голицына. 1787
По модели неизвестного автора (Ф.И. Шубина ?)
Мрамор
Земельгак Яков Иванович (1751 – 1812).
Российский скульптор екатерининской эпохи, работал в мастерской Ф.И. Шубина. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Известен своими мраморными бюстами сановников Екатерины II.
Михаил Михайлович Голицын (1731 – 1806).
Действительный камергер, генерал-поручик и кавалер орденов Св. Станислава и Белого Орла, тарусский уездный (1781) и калужский губернский (1782) предводитель дворянства. Строитель и владелец подмосковной усадьбы Кузьминки, находящейся теперь в черте Москвы. Был женат на Анне Александровне Строгановой (1739 - 1816).
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
16. Неизвестный художник. Портрет императора Павла I. Конец 1790-х
Тип С.С. Щукина
Холст, масло
Павел I (1754 – 1801)
Российский император с 1796 года, сын великого князя Петра Федоровича (Петра III) и великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). Убит в результате дворянского заговора в Михайловском замке в Петербурге
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
17. Александр Рослин. Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1770-е
Холст, масло
Велика княгиня Мария Федоровна (1759 – 1828). Принцесса Вюртенберг-Штутгартская. В 1776 году вышла замуж за великого князя Павла Петровича. В 1796 году стала императрицей. Обладала незаурядными художественными способностями. Создала целый ряд благотворительных и воспитательных организаций
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
Б) Фрагмент
18. Неизвестный художник. Портрет неизвестной с цветами. 1780 – 1790-е
Холст, масло
Фото 26 января 2016 года
А)
Б) Фрагмент
По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru |