Мой Виртуальный Музей | Россия

Архангельская область

Архангельский Музей изобразительных искусств
Постоянная экспозиция



Часть 1. Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Начало экспозиции


Есть другие странички, посвященные этому музею:
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Окончание
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Народный костюм
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Прялки и швейки
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Текстиль, прялки
Выставка Нет праведника без почитания книжного
Выставка Семейные узы
Выставка Поколение героев


Архангельский Музей изобразительных искусств - подразделение Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В 1975 году открылась постоянная экспозиция музея, занимающая два этажа жилого здания на центральной площади города (пл. Ленина, 2)


1. Здание музея

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б)




2. Экспозиция иконописи

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б)




В)




Со стенда в музее:

Архангельская область — хранитель традиционной русской культуры. Неудивительно, что интерес к ней не ослабевает. Местные музеи располагают ценнейшими коллекциями произведений северного искусства. Разнообразные по видам творчества, они свидетельствуют о своеобразии, глубинных корнях и мастерстве местных исполнителей.

Начало собранию икон Архангельского областного музея изобразительных искусств (с 1994 года — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») положили произведения, переданные из фондов областного краеведческого музея в 1961 году. Его основная часть сформировалась в результате обследования памятников архитектуры на территории Архангельской области. Особенно плодотворными были экспедиции в Поонежье, Каргополье, на Пинегу. Были обнаружены и спасены от гибели сотни памятников древней живописи. За шестьдесят лет музеем собрана уникальная коллекция иконописи — свыше трёх тысяч произведений XIV – XX веков. Сред них немало редких находок, в том числе уникальные иконы: «Спас Нерукотворный. Не рыдай мене Мати» первой половины XIV века, «Святитель Иоанн Златоуст» второй половины XV века, «Деисусный чин» конца XV – начала XVI века.

Иконы, происходящие с территории Русского Севера, принято объединять термином «северные письма». Искусство живописи здесь формировалось в особых исторических условиях. Северные земли осваивали выходцы из Новгорода и центральных районов России. Это определило влияние таких крупных средневековых художественных центров, как Ростов, Новгород и Москва. Под влиянием новгородской живописи созданы иконы ХУ века: «Богоматерь с младенцем и пророк Илия», «Святитель Иоанн Златоуст». К произведениям круга московского художника Дионисия относится образ «Воскресение — Сошествие во ад» первой четверти XVI века. Некоторые черты древней ростовской иконописи отмечены специалистами в Деисусном чине конца XV — начала XVI века из села Астафьево.

Отдаленный Север и, особенно, его монастыри, всегда притягивали богатых вкладчиков, среди которых были русские цари, князья, бояре. Крупные иконописные заказы выполнялись приглашенными мастерами. Иконы, привезенные на Север в XV — XVI веках, стали основой для формирования местной иконописи. В XVI веке северные иконописцы были еще очень зависимы от влияния мастеров крупных художественных центров. В качестве образцов они использовали иконы разных художественных школ, поэтому местная живопись в ряде случаев представляет собой синтез различных направлений. Расцвет северной иконописи относится к XVII первой половине XVIII века. На всех этапах развития северное иконописное наследие отличает стилистическое разнообразие. Иконы писали в различных регионах Русского Севера: в Поморье и на Двине, в Каргополе, в бассейнах рек Пинеги, Мезени и Онеги. Центрами иконописи были города и посалы, а также монастыри (Соловецкий, Антониево-Сийский). Не все иконописцы были профессиональными мастерами. Порой образы писали перковные дьячки, сельские священники и даже крестьяне.

Уже в ХУП веке стала заметной разница в профессиональном мастерстве иконописцев крупных северных городов и монастырей с одной стороны, и крестьянских мастеров — с другой. Первая группа была, несомненно, более профессиональной, зато вторая — более многочисленной. Основную часть «северных писем» составляли «крестьянские письма». Они отличаются простотой и лаконизмом иконописных образов. На иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи («Чудо архистратига Михаила о Флоре и Лавре» второй половины XVII века, «Покров Богоматери» середины XVII века). Всё это — результат того, что иконописцы из крестьян получали профессиональные навыки «с руки» от старших по артели и обучались подчас далеко не на самых лучших образцах и примерах.

В северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых. Самым популярным был святитель Николай. Не случайно народная молва гласила: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Икона, изображающая Николая Чудотворца, была в местном ряду почти каждого северного храма. Почитали также святых Илию, Параскеву, Екатерину, Георгия, Модеста, Власия, Флора и Лавра. Большинство из них в сознании северного крестьянства были связаны с сельскохозяйственным культом, как покровители скота, земледелия и домашних ремесел. Особым почитанием пользовались северные подвижники благочестия, основатели северных монастырей — преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Антоний Сийский, Никодим Кожеозерский, Александр Ошевенский, а также праведники Артемий Веркольский и Прокопий Устьянский. На иконах северных святых можно видеть реальные изображения северных городов, обителей и церквей.

Русский Север не дал единого стилистического направления в иконописи и деревянной пластике. Однако творчество иконописцев, работавших в крупных северных городах и монастырях, имело свои особенности и специфику.

Благодаря многолетним тесным дружеским связям музея с реставрационными организациями, сохранность коллекции икон находится под контролем. Раскрытие и реставрация памятников не прекращаются ни на один год.


3. Спас Нерукотворный. Не рыдай мене Мати

Первая половина XIV века
Ростов, северная провинция
Из Введенской церкви д. Кузьмино на Княжеострове
Реставратор Г.Н. Кузнецов
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Образ Спаса Нерукотворного появился в древнерусском искусстве XII века. Иконографический тип Спаса Нерукотворного возник на основе апокрифической легенды, согласно которой лик Христа запечатлелся на убрусе (плате), когда он отер им свое лицо. Убрус был послан самим Христом эдесскому царю Авгарю и исцелил его. Так появилась икона, созданная не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа в помощь страждушему человеку. Считалось, что образ Спаса Нерукотворного имел охранительный смысл, поэтому часто помещался на выносных иконах и боевых стягах.

Спас Нерукотворный — важнейший образец, которому следовали мастера во все времена существования древнерусского искусства. Наша икона представляет один из древнейших иконографических вариантов этого сюжета. Традиционно на изображении по обеим сторонам головы расположены буквы IС ХС, то есть сокрашенное написание «Иисус Христос». Голову Христа окружает нимб – символическое изображение исходящего от него света. Нимб рассечен крестом в память о принесенной Христом крестной жертве за людей.

На данной иконе изображение «Спаса Нерукотворного» объединено с композицией «Не рыдай мене Мати». Последияя пришла на Русь из Сербии и известна с XV века, На ней изображен Христос, прислоненный к кресту, и оплакивающие его Богоматерь и Иоанн Богослов.

Облик Спаса Нерукотворного на иконе строгий и мужественный, наделен большой внутренней силой. В образах Богоматери и Иоанна Богослова, оплакивающих Христа, подчеркнуто их эмоциональное состояние. Лаконизм композиции, крупные формы и четкие линейные обводы придают иконе черты монументальности, характерные для древней живописи.


А)




Б) Фрагмент




4. Богоматери с младенцем и пророк Илия

Вторая половина XV века
Новгород, северная провинция
Из Никольской часовни
д. Бухалово Плесецкого района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года




5. Деисусный чин

Конец XV – начало XVI века
Новгород, северная провинция
Из церкви Рождества Богородицы
д. Луда Приморского района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года




6. Чудо Георгия о змие

Первая четверть XVI века
Из Вознесенской часовни
д. Березник Пинежского района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года




7. Святитель Иоанн Златоуст

Вторая половина XV века
Из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы
д. Кузьмино на Княжеострове
Реставратор Г.В. Цируль, И.М. Громова
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский — жил в IV веке. Получив блестящее образование и имея замечательные способности, он стал известным писателем, автором многочисленных сочинений. Особую славу принесли святому толкования Священного писания и проповеди, которые остались в памяти людей и дали ему имя Златоуста. Святитель Иоанн — автор Литургии, названной его именем.

На иконе святой представлен фронтально, в рост, в святительских одеждах. Правая рука — в благословляющем жесте, в левой — светло-зеленый плат (сулок) и книга. Фон цвета киновари, в основании — темно-зеленый позем.

Основные средства художественной выразительности образа: линия, силуэт, лаконизм цветовых решений.

Характерное сочетание красного и изумрудно-зеленого цветов, плоскостность и изысканность контуров позволяют вспомнить лучшие образцы новгородской живописи. Однако тонкослойная мягкая манера письма и мелкие черты лика позволяют считать икону произведением северной провинции, развивавшейся в русле художественной традиции Великого Новгорода.

Икона была найдена на чердаке церкви, стоявшей на одном из островов в устье Северной Двины. Она была покрыта слоем грязи и потемневшей олифы. Потребовалось профессиональное вмешательство реставраторов, чтобы возродить древний памятник к жизни.





8. Успение Богоматери

Первая половина XVI века
Из Кирилловской часовни
д. Сырья Онежского района
Реставратор И.П. Ярославцев, И.В. Ярыгина
Фото 14 июня 2024 года




9. Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим

1527 год
Из церкви Рождества Богоматери
д. Бережная Дуброва Плесецкого района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Многочисленные иконы Одигитрии восходят к знаменитому чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в константинопольском монастыре Одигон. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница». Это название связано с одним из чудес константинопольской иконы — исцелением двух слепых, а также с ее иконографической особенностью: правой рукой Богоматерь указывает на Младенца Христа как на Спасителя человеческого рода. Одним из вариантов этой иконографии является тип «Богоматери Грузинской», к которому близка наша икона. Этот иконографический тип получил распространение на Руси и свое название на сто лет позже, чем была написана наша икона, поэтому название «Грузинская» применимо лишь условно. Подлинный образ «Богоматери Грузинской» впервые был налисан в Грузии. В 1622 г. персидский шах Аббас | покорил страну и похитил святыни. Однажды неизвестный перс принес русскому купцу Стефану Лазареву украденную икону Грузинской Богоматери. Купец приобрел ее и отправил на Север в Красногорский монастырь. По легенде тот, кто ложился у этого образа, спасался от язвы. Впоследствии стали распространяться списки с иконы. В 1650 году Новгородским митрополитом Никоном, будущим патриархом Московским, было установлено празднование иконы Грузинской Богоматери, которое совершается 22 августа (4 сентября).

Древнерусские иконописцы крайне редко подписывали свои произведения. Тем большую ценность имеет наша икона XVI в., имеющая точную дату. На нижнем поле на красной опуши сохранилась надпись золотыми буквами в одну строку: «.., 7035 ГО НАП(И)САНА БЫ () СИЯ ИКОНА ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА Б(О)ЖИЯ ЯКО( )А С(Ы)НА НА ПОКЛОНЕНИЕ ВСЕМЪ ХР( )». В переводе на современное летоисчисление, икона была создана на поклонение всем христианам в 1527 году.

Икона вывезена из древнего деревянного храма Рождества Богородицы, построенного в 1627 году в селе Бережная Дуброва, расположенном в окружении живописных лесов на берегу реки Онега. Образ находился в местном ряду иконостаса и считался особо чтимым. На золотом фоне, в левом верхнем углу – поясное изображение святителя Василия Великого. Последний, видимо, был небесным покровителем заказчика иконы.





10. Усекновение головы Иоанна Предтечи

Вторая половина XVII века
Из Преображенской церкви
с. Турчасово Онежского района
Реставраторы: А.А. Рыбаков, Т.П. Рыбакова
Фото 14 июня 2024 года




11. Великомученица Параскева Пятница, с житием

Вторая половина XVI века
Из Холмогорского района
Реставратор Т.А. Милова
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Великомученица Параскева, именуемая Пятница, жила в III веке. Она считалась в народе покровительницей прях, ткачих, торговли и брака. В житии святой Параскевы нет объяснений указанным народным представлениям об этой угоднице. Из жизнеописания известно, что родители ее были люди благочестивые и бездетные. Они просили Бога о ребенке и по обету проводили пятницы в особенном посте и молитве. Господь услышал их молитвы. Родилась дочь, которой они, по случаю рождения в пятницу, дали имя Параскевы (те. дня приготовительного к субботе). По другой версии, Параскева получила свое имя в честь дня Страданий Христовых, который особенно чтили ее родители. При Диоклетиане она была обвинена в исповедании христианства и приведена на суд к правителю области, который предложил ей за отречение от Христа взять себе в жены. За отказ Параскеву подвергли мучениям, а затем отсекли ей голову.

День ее памяти отмечается церковью 28 октября (10 ноября). С памятью святой Параскевы связано множество верований, обычаев, поверий и обрядов. Ей молились о благополучии домашнего очага, она была признана покровительницей полей и скота. Кроме того, Параскева почиталась хранительницей от разных болезней. На Русском Севере ее имя связывалось с культом воды. Храмы, посвященные святой Параскеве, стояли на берегах рек, озер, ручейков и Белого моря. Икона была храмовым образом Пятницкого придела Воскресенской церкви села Верхние Магигоры. Местные жители считали ее чудотворной.

Великомученица Параскева представлена на иконе в рост, фронтально, с мученическим крестом в правой руке и со свитком, на котором написан текст Символа веры. Вокруг средника — четырнадцать клейм жития в строчном порядке: 1. Святая Параскева раздает имущество нищим. 2. Святая Параскева поучает народ и проповедует слово Божие. 3. Приведение святой Параскевы к военачальнику. 4. Избиение святой Параскевы жилами. 5. Суд игемона. 6. Мучение святой Параскевы железными когтями и власяницей. 7. Заточение святой Параскевы в темницу. 8. Исцеление святой Параскевы Ангелом по слову Христа. 9. Святая Параскева перед военачальником. 10. [Клеймо утрачено]. 11. Мучение святой Параскевы свечами. 12. Низвержение идолов. 13. Усекновение главы святой Параскевы. 14. [Клеймо утрачено].





12. Святитель Николай Чудотворец, с житием

Середина XVII века
Из Никольской церкви д. Сырьино Онежского района
Реставратор Ю.П. Саблин
Фото 14 июня 2024 года




13. Воскресение – Сошествие во ад

Первая четверть XVI века
Москва
Из Никольской церкви с. Ненокса в Поморье
Реставратор В.М. Сорокатый
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Село Ненокса и Ненокский приход, откуда вывезена икона, располагались на побережье Белого моря и были известны своими рыболовными тонями и соляными варницами. Издревле там находились вотчины Кирило-Белозерского, Соловецкого, Сийского, Архангельского и Николо-Корельского монастырей. Местные церкви содержались во многом на средства этих обителей. Вполне вероятно, что наша икона «Сошествие во ад» являлась вкладом в сельскую церковь.

На иконе изображено величайшее событие евангельской истории. Христианские предания повествуют о воскресении Иисуса Христа после смерти на кресте и погребения. Воскресение символизирует торжество над смертью и силами сатаны. В центре иконы изображен Христос в темно-зеленой с золотыми лучами и звездами мандорле, стоящий на перекрестье поверженных адских врат. На его руках и ногах отмечены красные язвы — следы гвоздей. К правой руке Христа припадает праотец Адам, стоящий на коленях в гробе. Позади Адама стоят пророки, среди них — цари Давид и Соломон. Левая рука Христа развернута ладонью к зрителю и помещена на фоне одежд праматери Евы. Ниже Евы также изображены праматери, одна из них припадает к ногам Христа. Позади — Иоанн Предтеча, пророки и праотцы, среди которых Авель и Ной с ковчегом. Вверху, между крутыми горками, четыре ангела поддерживают Голгофский крест — орудие страдания Христа, ставшее орудием победы над злом. Внизу, в черной пропасти ада, два ангела поражают поверженных бесов. Справа и слева от этой сцены — две группы ветхозаветных праведников в белых одеяниях.

Икона принадлежит к кругу произведений московской школы иконописи. Она покоряет гармонией многообразных цветовых сочетаний и торжественностью художественного строя. Еще в процессе реставрации «Воскресение – Сошествие во ад» привлекло внимание специалистов. После полного раскрытия икона была показана на выставке «Дионисий и искусство Москвы XV — XVI столетий», экспонировавшейся в Государственном Русском музее.





14. Святитель Николай Чудотворец, с житием

Середина XVI века
Из Кирилловской часовни
д. Сырья Онежского района
Реставратор Щербаков
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Николая Мирликийского почитали по всей Руси как заступника и помощника в бедах, покровителя путешественников и мореплавателей.

Разные версии жития святителя Николая рассказывают, что уже в младенчестве он проявлял чудесные способности, например, встал на ноги сразу же после рождения. По средам и пятницам он до сумерек воздерживался от материнской груди.

Получив родительское наследство, святой Николай раздал его бедным. Он и позже помогал нуждающимся. Например, впавшему в нищету отцу трех дочерей, уже готовому от отчаяния сделать из них блудниц, святой Николай тайно подбросил в окно три узелка с золотом —на приданое каждой девушке (см. № 24, клеймо 18).

В центре иконы (в среднике) изображен святитель Николай в рост, в епископском облачении, с омофором (широкая лента с крупными крестами) на плечах. Он благословляет правой рукой, левой поддерживает закрытое Евангелие.

Вокруг фигуры святителя в клеймах расположены сцены его жития, по четыре с каждой стороны. В верхнем ряду клейм повествуется о рождении и событиях ранних лет святого, в нижнем — о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его’ святости:. чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам и т.п. Состав клейм: 1. Рождество святого Николая. 2. Отказ от материнского молока в среду и пятницу. 3. Крещение. 4. Приведение во учение. 5. Поставление в иереи. 6. Поставление в архиереи. 7. Явление трем мужам в темнице. 8. Избавление трех мужей от казни. 9. Спасение Димитрия от потопления. 10. Возвращение Агрикова сына Василия родителям. 11. Преставление святителя Николая. 12. Перенесение мощей святителя Николая.

Такие иконы святителя Николая были очень распространены на протяжении всего XVI столетия. Вариации касались состава клейм.





15. Богоматерь Одигитрия

Середина XVI века
Ростов, северная провинция
Из церкви Рождества Богоматери
д. Луда Приморского района
Реставратор А.И. Гоголева
Фото 14 июня 2024 года




16. Священномученик Климент, папа Римский, с житием

Середина XVI века
Из Никольской церкви
с. Ненокса в Поморье
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

О святом Клименте сохранилось весьма немного достоверных источников, Несомненно, что он был учеником святых апостолов Петра и Павла. Согласно церковной истории, Климент был епископом Рима. Он принял мученическую смерть и скончался в Херсонесе Таврическом около 103 года, куда был сослан императором Траяном. У мощей святого Климента совершались чудеса. Ему приписывают несколько религиозных сочинений. Наиболее известное из них - «Первое послание к Коринфянам», где Климент говорит об иерархическом строе церковно-общественной жизни.

На иконе святой Климент изображен фронтально, в рост, в святительских одеждах. Средник окружен клеймами жития, которые составляют последовательный рассказ о жизни святого: 1. Встреча св. Климента с апостолом Петром. 2. Крещение св. Климента апостолом Петром. 3. Поставление св, Климента в епископы Рима. 4. Наставление язычников. 5, Крещение язычников. 6. Встреча св, Климента с родителями после многолетней разлуки. 7. Встреча Петра с матерью св. Климента — Матидией, 8. Встреча Климента с отцом (?). 9. Приведение св. Климента — к епарху. 10. Воины ведут св. Климента к месту казни, 11. Низвержение св. Климента в море, 12, Обретение на дне моря нерукотворной «ангельской церкви» и нетленного тела св, Климента. 13. Чудо св. Климента об отроке,

Культ святого Климента был распространен на Русском Севере преимущественно в Поморье и в низовьях реки Онеги, Это связано с повышенным интересом местного населения к тем чудесам святого, которые происходили на море. Поморы почитали его своим покровителем наряду с Николой, В богатом поморском селе Ненокса в древности стоял храм святого Климента, для которого в XVI веке и была написана настоящая икона.

Память священномученика Климента, папы Римского, празднуется церковью 25 ноября (8 декабря).





17. Огненное восхождение пророка Илии, с житием

Первая половина XVII века
Из Ильинской церкви
д. Задняя Дуброва Плесецкого района
Реставраторы: Ю.П. Саблин, Г.В. Цируль
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Святой Илия — величайший из пророков. жил в IX веке до н. э. Пророк был взят на небо живым. Он вознесся туда на огненной колеснице с огненными конями. Свои духовные силы пророк передал ученику Елисею, сбросив ему с неба мнлоть (плащ зз овчины), как символ пророческого дара. Известно, что Илия при жизни творил чудеса: он мог вызывать засуху и проливать дожди, давая земле плодородие. С его именем верующие люди обретали надежды на богатый урожай. День памяти святого перковь отмечает 20 июля (2 августа по новому стилю}. С ким связано много народных примет. К примеру: «Прилет Илия — принесет гнилья (дожли)», «На Илию лето до обеда, осень после обеда». Взятие пророка на небо живым предопределило сращивание его культа с языческими богами-громовержцами и повелителями стихий.

В среднике иконы святой изображен дважды. Он возлежит на берегу рек, и над ним склоняется ангел. Пророк возносится на небо, его окружает красное сияние в виде шара, которое поддерживают два ангела.

Подробный житийный цикл рассказывает о жизни святого, уделяя внимание его чудесам: 1. Рождество Илии. 2. Отец пророка Илии Савах рассказывает иерусалимским священникам о своем видении. 3 Илия пророчествует перед царем Ахавом. 4. Молитва пророка Илии в пустыне. 5. Иезавель, едущая в колеснице. 6. Посланцы царя перед пророком Илией. 7. Псы разрывают тело Иезавели за стенами Изрееля. 8. Пророк Илия и жрецы бога Ваала. 9. Жертвоприношение пророка Илии. 10. Огонь сходит с небес на жертву Илии. 11. Илия закалывает жрецов языческого бога Ваала. 12. пророк Илия в пустыне. 13. Илия просит приюта у вдовицы из Сарепты Сидонской. 14. Пророк Илия воскрешает сына вдовицы. 15. Пророк Илия благословляет Елисея. 16. Явление Христа пророку Илие 17. Ангел благословляет пророка Илию 18. Илия раздвигает милотью воды Иордана.





18. Святитель Николай Чудотворец

XVI век
Из Никольской церкви с. Нижмозеро Онежского района
Реставратор Н.В. Дунаева
Фото 14 июня 2024 года




19. Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми

Вторая половина XVI века
Из г. Сольвычегодск
Реставраторы: Н.В. Перцев, И.П. Ярославцев, А.А. Рыбаков
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

На иконе изображено важнейшее событие евангельской истории. Христианские предания повествуют о том, что после смерти на кресте и погребения Иисус воскрес и сошел в преисподнюю. то символизировало торжество над смертью и силами сатаны. В центре иконы изображен Христос, стоящий на поверженных вратах ада. Он поднимает из гробов первых людей — Адама и Еву, вслед за ними — ветхозаветных царей и пророков. В нижней части композиции, слева и справа, изображены группы праведников в белых одеяниях. Вверху, между крутыми горками, символизирующими земную твердь, четыре ангела поддерживают Голгофский крест.

Икона подробно раскрывает тему победы небесного воинства над силами тьмы. Ангелы поражают бесов в пропасти ада. Они олицетворяют «радость», «любовь», «красоту», «жизнь», а также повергают демонов, которые символизируют «печаль», «смерть», «стенание». В этой сцене раскрыта философия жизни и смерти, торжества нравственного начала человеческой души.

Икона в нижней части дополнена клеймами с изображением шести христианских праздников и восемнадцати святых. Клейма с праздничными сюжетами — Благовещение «у кладезя», Рождество Христово, Крещение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста — составляют цикл наиболее чтимых в Сольвычегодске двунадесятых праздников. Некоторым из них были посвящены городские храмы. Ниже изображены восемнадцать святых, среди которых есть небесные покровители семьи Строгановых, владевших в Сольвычегодске землями: святые бессребреники Косьма и Дамиан, великомученики Димитрий Солунский, Георгий и Никита, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, пророк Илия, святители Афанасий Александрийский, Николай Чудотворец, священномученики Власий Севастийский и Климент папа Римский, мученики Флор и Лавр, неизвестный святой, великомученицы Параскева, Екатерина и Варвара. Икона создана в период расцвета строгановских художественных мастерских. Краски положены неровным слоем — так, что местами просвечивает грунт. Красочность иконы усилена своеобразной декоративностью горок. Икону лишь по происхождению, условно, можно отнести к северным письмам. По своему художественному строю, по профессионализму исполнения она тяготеет к среднерусской живописи.





20. Прокопий Устюжский и Варлаам Хутынский

Вторая половина XVI века
Из Никольской церкви д. Якимовская в Юрьев-Наволоке Красноборского района
Реставратор А.П. Бурмакин
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Преподобный Варлаам Хутынский – новгородский святой, живший в XII веке. Варлаам выбрал местом своего уединения и молитв правый берег реки Волхов, место, называемое Хутынь. Вскоре он основал здесь монастырь Одно из чудес святого рассказывает как молитвами Варлаама Хутынского Новгород был спасен от Божьей кары, заключавшейся в пожаре, наводнении и эпидемии

Прокопия юродивого начали почитать в середине XV века. Он стал покровителем не только города Устюга, но и северорусского края в целом. Житие Прокопия Устюжского, составленное приблизительно в XVI веке, сложилось на основе различных местных воспоминаний. Год и место рождения неизвестны. Однако полагают, что он был богатым купцом, прибывшим в Новгород во второй половине XIII века из Западной Европы. Красота православного богослужения так поразила Прокопия, что он перешел из католичества в православие и навсегда остался на Руси, Сначала он обрел уединение в новгородском Хутынском монастыре, а затем прибыл в город Великий Устюг и избрал себе подвиг юродства, изображая внешнее безумие и скрывая за ним духовную мудрость. Известно множество предсказаний и чудес совершенным праведным Прокопием. Например, ом предсказал юной Марии будущее рождение ею святителя Стефана Пермского, просветителя зырян. Самым известным чудом, прославившим Прокопия, было избавление им города Устюга от каменно-огненной тучи. Много лет спустя после смерти праведника множество полученных от его гроба исцелений побудило устюжан построить над могилой храм его имени. Московский собор 1547 года причислил Прокопия праведного к лику святых.

День памяти преподобного Варлаама Хутынского – 6 (19) ноября, Прокопия Устюжского – 8 (21) июля. Святые Варлаам Хутынский и Прокопий Устюжский изображены в повороте к центру, в молении Богоматери Знамение. Преподобный Варлаам одет в монашескую схиму и мантию. Как подобает юродивому, Прокопий одет в рубище и разорванные сапоги, святой держит в левой руке посох.

Изображение святых на одной иконе не случайно. Их связывают обстоятельства их земной жизни: Прокопий Устюжский начал свой подвиг в обители, основанной преподобным Варлаамом Хутынским. Оба они были покровителями северных земель и защитниками от стихийных бедствий.





21. Рождество Христово

Вторая половина XVI века
Из Благовещенского собора
г. Сольвычегодск
Реставраторы: Н.В. Перцев, И.П. Ярославцев, А.А. Рыбаков
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




22. Богоматерь Неопалимая Купина, с праздниками

XVII век
Из Никольской церкви д. Якимовская Красноборского района
Фото 14 июня 2024 года




23. Плоды Страстей Христовых

1689 год
Соловецкий монастырь
Из Георгиевской часовни
д. Кирилова Каргопольского района
Реставратор А.А. Рыбаков
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Христос распят на шестиконечном кресте. Крест процвел, из него в разные стороны расходятся ветви с листвой, цветами и плодами. Надо крестом – восемь ангелов, каждый из которых держит круг с орудиями страстей. Ветвь, вышедшая из верхнего конца креста, образует бутон, из которого выступает рука с ключом от райских дверей. Вверху на облаках – Саваоф, окруженный ангелами, под ним – райские врата. По сторонам – солнце и луна. Слева внизу – пятикупольный храм, между столпами которого изображены четыре евангелиста. Рука, выступающая из центральной перекладины креста, возлагает на церковь венец. Справа, из ветви той же перекладины, выступает рука, которая поражает мечом смерть, сидящую на коне. Рука, выступающая из процветшего подножия креста, держит молот и поражает дьявола, прикованного цепью к подножию креста. Икону сопровождают стихотворные вирши второй половины XVII века, принадлежащие поэту Мардарию Хоникову.

В правом нижнем углу – надпись: «ИЗОБРАЗИСЯ ВО СВЯТОЙ ЧЮДОТВОРНОЙ ЛАВРЕ СОЛОВЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ ПРИ АРХИМАНДРИТЕ ФИРСЕ В ЛЕТО 7198 МЕСЯЦА НОЕВРИА». Таким образом, из надписи становится ясно, что икона создана в Соловецком монастыре в 1689 году. Этот сложный аллегорический и назидательный сюжет раскрывает смысл искупительной жертвы Христа. Наглядно показывает, за что страдал Христос: за процветания рая и христианских устоев, за победу добра над силами зла.

Этот редкий сюжет появился в русской иконописи только в XVII в. результате знакомства с западноевропейской иконографией. Аналогичный сюжет известен в гравюре и в русских стенописях XVII – XVIII веков.


А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




24. Чудо Георгия о змие

Конец XVII начало XVIII века
Из Никольской церкви д. Якимовская в Юрьев-Наволоке Красноборского района
Реставратор Р.Л. Носов
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




25. Усекновение головы Иоанна Предтечи

Конец XVII века
Из церкви Петра и Павла
д. Тимощелье Мезенского района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года




26. Благовещение

Конец XVII века
Из Воскресенской церкви
с. Верхние Матигоры Холмогорского района
Реставратор С.В. Савин
Фото 14 июня 2024 года




27. Богоявление

Вторая половина XVII века
Каргополье
Из Богоявленской церкви
с. Ошевенское Каргопольского района
Реставратор Ю.П. Саблин
Фото 14 июня 2024 года




28. Святая Троица

Первая половина XVI века
Каргополье
Из церкви д. Астафьево Каргопольского района
Реставратор Г.С. Клокова
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Сюжет иконописных изображений Ветхозаветной Троицы основан на библейском рассказе и является одним из самых почитаемых на Руси. Согласно этому рассказу, кочевнику Аврааму было предсказание, что от него произойдет великий народ. Однако время шло, а брак Авраама оставался бездетным, его жена Сарра не рожала детей. Однажды столетнему старцу Аврааму, сидевшему перед своим шатром у Мамврийского дуба, явились три странника. Авраам и его жена Сарра оказали им гостеприимство. Хозяин велел Сарре замесить самой лучшей муки на хлеб, подготовил теленка, взял масла и молока и поставил перед пришедшими. За трапезой один из странников предсказал Сарре рождение сына Исаака. Со временем предсказание сбылось. Авраам стал родоначальником целого народа. По богословским толкованиям, связывающим ветхозаветные события с новозаветными, этими странниками в виде ангелов были три лица Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, и Бог-Святой Дух.

На иконе изображены три ангела, восседающие за столом. По сторонам от крыльев центрального ангела видны головы Авраама и Сарры с нимбами. На столе перед ангелами стоят три чаши, считающиеся символами Евхаристии (греч. eucharistia — благодарение), главного христианского таинства. Позади фигурангелов изображены палаты, горки.

Северный мастер использовал широко известную иконографию Троицы Андрея Рублева. Однако, повторив композицию прославленного мастера, он не очень хорошо справился с ракурсами фигур. А желание уместить головы Авраама и Сарры между крыльями ангелов вызывает улыбку.

Икона была найдена разломанной в заброшенной церкви Каргополья. Состояла из опиленных фрагментов. Много сил потребовалось реставратору, чтобы восстановить самобытную живопись северного художника XVI века.





29. Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре

Конец XVII века
Из церкви Богоматери Одигитрии
с. Малая Шалга Каргопольского района
Реставратор Л.П. Евзерихина
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Икона условно разделена на два яруса по вертикали. В верхней части изображен в рост Архангел Михаил, который держит двух оседланных коней на длинных поводьях. По сторонам от него, на горках, стоят святые мученики Флор и Лавр. Внизу — три всадника, погоняющие лошадей к реке.

Родные братья Флор и Лавр — святые мученики, жившие во II веке н. э. Будучи каменотесами, святые выстроили здание, предназначавшееся для языческого храма, но посвятили его Христу. И за это были подвергнуты мучениям.

На Руси святые Флор и Лавр издавна почитались защитниками домашних животных. На Севере они вошли в круг наиболее почитаемых святых — небесных покровителей и помощников человека в ежедневных делах и заботах. День мучеников Флора и Лавра, который отмечался 18 (31) августа, считался в народе «лошадиным праздником». Святым молились, чтобы предотвратить падеж скота. Поверье также утверждало, что в этот день нельзя работать на лошадях.

Икона является одним из наиболее характерных образцов северной иконописи конца XVII в. Образы святых трактованы очень упрощенно. Четкий графичный контур фигур является одним из важных художественных средств художественной выразительности. Лошади изображены обобщенно и схематично, с наивной простотой. Пейзаж с холмами и рекой написан художником достаточно условно.

Образ популярнейших на Севере святых Флора и Лавра был написан для деревенской церкви, затерянной в лесах Каргополья. Используя традиционные иконописные подлинники, мастер вдохнул в этот образ северныйколорит и своеобразие.


А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru