Мой Виртуальный Музей | Россия

Архангельская область

Архангельский Музей изобразительных искусств
Постоянная экспозиция



Часть 2. Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Окончание


Есть другие странички, посвященные этому музею:
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Начало экспозиции
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Народный костюм
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Прялки и швейки
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Текстиль, прялки
Выставка Нет праведника без почитания книжного
Выставка Семейные узы
Выставка Поколение героев


Архангельский Музей изобразительных искусств - подразделение Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В 1975 году открылась постоянная экспозиция музея, занимающая два этажа жилого здания на центральной площади города (пл. Ленина, 2)


30. Залы музея

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б)




Со стенда в музее:

Резные иконы Русского Севера — редкое и самобытное явление. Здесь всегда умели и любили работать с деревом. И это не удивительно, учитывая наличие больших северных лесных массивов с прекрасной древесиной сосны, ели, березы.

Первая коллекция деревянной скульптуры Русского Севера скомплектована в начале XX века в Архангельском епархиальном древлехранилище. Ее значительно дополнили музейные экспедиции 1960—1980-х годов.

Русская деревянная скульптура формируется в XVI веке благодаря соединению русской иконной традиции с пластическими формами Западного Средневековья. В XVII веке на Русском Севере возникли местные центры резьбы по дереву: Каргополь, Холмогоры, Поморье.

В старых документах скульптурные изображения называли «резными образами». Наряду с живописными образами они воспринимались как иконы для моления. Скульптуру помещали в прямоугольный киот, который мог быть дополнен закрывающимися створами. В северной деревянной пластике воплощали образы наиболее популярных святых: святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия Победоносца, Параскевы Пятницы и Екатерины. Резные иконы в древности могли стоять в церковном иконостасе, на месте храмового образа, или за правым клиросом. К ним подвешивали пелены. В крестьянской среде Севера на резных иконах можно было встретить необычные украшения: домотканые полотенца, женские платки, пояса, ленты и другие предметы. Несомненно, это не приветствовалось официальной церковью.

Особую группу составляют киоты со створами. Например, «Святитель Николай Можайский» из с. Волосово конца XVI — начала XVII века. Святой представлен в рост, фронтально. Центральная часть горельефной фигуры выполнена из большого целого куска древесины лиственных пород, у которого с оборота выбрана сердцевина. Отдельно вырезаны части фигуры: голова, руки, храм, меч, ступни ног. Все детали тщательно подгоняли друг к другу и соединяли. Затем резную икону покрывали левкасом и раскрашивали. В левой руке святой Николай держит резное изображение крепости города Можайска с одноглавым храмом. На створах живописные ростовые изображения страстотерпцев князей Бориса и Глеба. В верхней части каждой створы, в особом треугольном киоте, в круглых клеймах написаны Богоматерь и благословляющий Христос. На лицевой стороне створ — живописное изображение Голгофского креста с орудиями страстей на фоне Иерусалимской стены (изображение видно только в закрытом виде).

Создание деревянных резных икон было остановлено в 1722 году указом Синода «О воспрещении иметь в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные и вообще писанные неискусно или несогласно Святому Писанию». Однако древним резным образам продолжали поклоняться и после запрета, они были почитаемы и любимы.

Новый этап в развитии деревянной пластики наступает в конце XVII — XVIII веке. На Севере активно возводили резные иконостасы разнообразных форм. Их дополняли декоративной скульптурой. Резные позолоченные ангелы и херувимы фланкировали Царские врата, украшали напольные киоты, стояли на карнизах иконостаса.

В силу местных традиций на Севере сохранились и средневековые памятники, и произведения декоративной резьбы Нового времени. Это значительный пласт русского художественного наследия.


31. Святой Никола Можайский

XVII век
Из д. Луги Плесецкого района
Реставратор О.Н. Трофимов
Фото 14 июня 2024 года




32. Святой Никола Можайский, с благоверными князьями Борисом и Глебом

Конец XVI века
Из Никольской церкви
с. Волосово Каргопольского района
Реставраторы: А.П. Егоров, О.Н. Трофимов, С.Я. Ямщиков
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Широкое распространение в древнерусской деревянной пластике получил образ святого Николы Можайского — защитника от вражеских нападений. Легенда повествует, что в отдаленные времена при нашествии неприятеля на город Можайск святой Николай явился в воздухе, чтобы ободрить жителей города и грозным видом устрашить неприятеля. Это явление было над городским собором. По легенде в одной руке святой Николай держал меч, в другой — обнесенный крепостью собор. Традиционно Николу Можайского изображали с моделью крепости в одной руке и мечом в другой.

Реалистические тенденции, свойственные произведениям северной пластики, нашли отражение в этой резной иконе. В ней есть ощущение реального прототипа, Никола напоминает крестьянина с крепкой, коренастой фигурой и характерным, несколько добродушным лицом. При застывшей позе, плоскостном торсе и условном исполнении облачений, голова святого выполнена более объемно и пластично. Народный характер проявился не только в трактовке образа святого, но и в широком использовании орнаментов: разнообразные узоры покрывают одежды, нимб и обрамление киота.

Скульптурный образ установлен в киоте с двускатным верхом и двумя живописными створками. На лицевой стороне створ — живописные изображения святых Бориса и Глеба, В верхней части створ в круглых клеймах изображены Богоматерь и благословляющий Христос. На оборотной стороне створ написан Голгофский крест с орудиями страстей на фоне Иерусалимской стены.

Киот с резным изображением святого Николы стоял в местном ряду иконостаса Никольской церкви с. Волосово, откуда и поступил в музей.


А)




Б) Фрагмент




33. Чудо Георгия о змие

Начало XVII век
Из Богоявленского собора г. Мезень
Реставратор В.К. Филимонов
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Житийная литература говорит о святом мученике Георгии как об уроженце восточной Малой Азии или сопредельных ливано-палестинских земель, который жил в III веке. Он принадлежал к местной знати и дослужился до высокого военного чина. Во время гонений на христиан его пытались принудить к отречению от христианства и после длительных истязаний отрубили голову.

Изображение святого Георгия, побеждающего дракона, было очень популярно в искусстве северных и среднерусских земель. Оно иллюстрирует широко известную легенду о том, как святой Георгий убил чудовищного дракона. В легенде говорится, что возле одного языческого города было болото, в котором поселился змей-людоед. Ему отдавали на съедение юношей и девушек, пока не дошел черед до Елисавы, дочери правителя города. Она ожидает своей гибели. Святой Георгий, узнав о несчастье, вступает в поединок со змеем. После молитвы Георгия обессилевший дракон падает к ногам святого, и девица ведет его в город на поводке «как послушнейшего пса». Горожане настолько поражены этим зрелищем, что были готовы принять крещение и выслушать проповедь святого Георгия. В этой легенде святой выступает как богатырь и проповедник истинной христианской веры.

Сюжет легенды, имеющий фольклорную основу, прославляет торжество добра над злом и привносит элемент сказочности в художественное решение иконы. Георгий изображен на белом коне в воинских доспехах, с развевающимся за спиной красным плащом, пронзающим копьем змея. Справа царский дворец, вырезанный с большой фантазией. Фигурки царевны, ее родителей и жителей города, из которых сохранилась только часть, заполняли проемы здания. В левом верхнем углу, в облачном сегменте, — благословляющий Христос.

Ощущение сказочности усиливается артистичным соотношением резных форм, цветовых пятен, причудливых силуэтов и живописного фона. Есть основания предполагать, что эта резная икона вышла из холмогорской мастерской.





34. Господь Саваоф

Конец XVII – начало XVIII века
Из Успенского собора города Кеми
Реставратор Н.А. Крошечкин
Фото 14 июня 2024 года




35. Великомученица Параскева

Вторая половина XVII века
Из Успенской церкви с. Варзуга Кемского уезда
Реставратор В.К. Филимонов
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Скульптура находилась в собрании Архангельского епархиального древлехранилища, куда поступила в 1904 году из Успенской церкви с. Варзуга Кемского уезда Архангельской губернии

Святая Параскева Пятница считалась в народе покровительницей прях и ткачих, торговли и брака. В житии великомученицы Параскевы нет объяснений указанным народным представлениям об этой угоднице. Из жизнеописания известно только что родители ее были люли благочестивые и бездетные. Они просили Бога о ребенке и по обету проводили пятницы в особенном посте и молитве. Господь услышал их молитвы, у них родилась дочь, которой они, по случаю рождения в пятницу, дали имя Параскева (т. е. дня приготовительного к субботе). По другой версии Параскева получила свое имя в честь дня Страданий Христовых, который особенно чтили ее родители

Дав обет безбрачия, святая Параскева посвятила жизнь просвещению язычников. Претерпев много телесных страданий от мучителей, она погибла за веру. С ее памятью в русском народе связано множество верований и обычаев. поверий и обрядов.

Изображения святой Параскевы Пятницы были очень популярны у наших предков. Иконы с ее изображением в старину можно было встретить почти в каждом доме. Наряду с иконописными образами распространение получили резные иконы святой Параскевы.

На нашей иконе, вырезанной из дерева, святая Параскева представлена в полный рост, со свитком в левой руке. Правая рука поднята в благословляющем жесте. Два ангела держат корону над ее головой, Святая одета в темно-синий хитон и красный плащ, украшенный рельефным геометрическим орнаментом.

Скульптурное изображение Параскевы покоряет цельностью и красотой образа. Ее фигура пластична, легка и изящна. Тонкий вкус, незаурядное мастерство, с которым выполнена эта необычно выразительная по силуэту, пропорциям и гармоничному сочетанию цветов скульптура, выволит ее в ряд лучших произведений древнерусской пластики XVII века.


А)




Б) Фрагмент




36. Распятие, с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом

XVII век
Из церкви Осиновского прихода Шенкурского уезда
Реставратор А.С. Антонян
Фото 14 июня 2024 года




37. Святой Никола Можайский

XVII век
Реставратор О.Н. Трофимов
Фото 14 июня 2024 года




38. Царские врата

Вторая половина XVII века
Дерево, резьба, золочение; темперная живопись
Из Вознесенской церкви
с. Кушерека Онежского района
Реставратор А.К. Лисицын
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




39. Великомученица Параскева Пятница

XVII век
Из Кяндского прихода Онежского уезда
Реставратор Л.А. Дунаев
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Великомученица Параскева, именуемая Пятница, жила в III веке. Она считалась в народе покровительницей прях, ткачих; торговли и брака. В житии святой Параскевы нет объяснений указанным народным представлениям 0б этой угоднице. Из жизнеописания известно, что родители ее были люди благочестивые и бездетные. Они просили Бога о ребенке и по обету проводили пятницы в особенном посте и молитве. Господь услышал их молитвы, у них родилась дочь, которой они, по случаю рождения в пятницу, дали имя Параскева (т. е. дня приготовительного к субботе). По другой версии, Параскева получила свое имя в честь дня Страданий Христовых, который особенно чтили ее родители, Уже в юности она вела аскетическую жизнь. При Диоклетиане была обвинена в исповедании христианства и приведена на суд к правителю области, который предложил ей за отречение от Христа взять себе в жены. За отказ святую Параскеву подвергли мучениям, а затем отсекли ей голову.

День ее памяти отмечается церковью 28 октября (10 ноября). С памятью святой Параскевы связано множество верований, обычаев, поверий и обрядов. Ей молились о благополучии домашнего очага, она была признана покровительницей полей и скота. Кроме того, Параскева почиталась хранительницей от разных болезней. Иконы с изображением святой украшали цветами, травами, лентами и носили в таком виде на крестных ходах и других церковных церемониях. Наряду с иконописными образами распространение получили резные иконы святой Параскевы. На Русском Севере ее имя связывалось с культом воды. Храмы, посвященные святой Параскеве, стояли на берегах рек, озер и ручейков. Древнее село Кянда, откуда происходит резной образ, находится на побережье Белого моря.





40. Икона выносная «Богоматерь Знамение, избранные святые»

Конец XVII века
Из Макарьевской Хергозерской пустыни Каргопольского уезда
Реставратор Л.П. Евзерихина
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




41. «Тощая» свеча

XVII век
Из собрания Архангельского епархиального древлехранилища
Реставраторы: С.А. Субочев, И.Н. Тяпкина
Фото 14 июня 2024 года




42. Царские врата

Конец XVI века (с переделками XVII века)
Поонежье, иконописная артель
Дерево, олово, слюда, бумага; резьба, литье, золочение, темперная живопись
Из Дмитриевской церкви на Курострове Холмогорского уезда
Реставратор Л.А. Дунаев
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




43. «Тощая» свеча

1668 год
Из Троицкой церкви Унского посада Архангельского уезда
Реставратор О.В. Потехина
Фото 14 июня 2024 года




44. Крест выносной

XVII век
Из Троицкой церкви с. Нёнокса в Поморье
Реставратор Г.В. Цируль
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




45. Святитель Никола Можайский

Конец XVII века (авторская живопись под записью XIX века)
Из церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского района
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




46. Великомученик Мина, с житием

Икона – конец XVI века. Рама с навершием – вторая половина XVII века
Каргополье. Из церкви Богоматери Одигитрии с. Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области
Реставраторы: Л.П. Русина (икона), Н.Н. Николадзе, М.В. Наумова, Е.И. Мельникова (рама). Москва, 1963 – 1971
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Великомученик Мина, египтянин, жил при императоре Максимиане. Он был воином, но оставил службу. Ушел в пустыню и горы, предпочитая жить со зверями, нежели с людьми, не верующими в Бога. Принял мученический венец в 288 г: ему отсекли голову.

На древней иконе средника святой мученик Мина изображен в красном плаще. Образ древний, особо почитаемый местными жителями. Именно поэтому в конце XVII в. его поместили в средник живописной рамы, на которой написаны клейма из жития святого: 1. Очищение святого Мины постом и молитвами. 2. Святой Мина проповедует учение Христа идолопоклонникам и пирующему судье Пуру. 3. Святой Мина в темнице. 4. Святой Мина перед судом Пура. 5. Бичевание святого Мины жилами. 6. Повешение святого Мины на дереве. 7. Мучение огнем. 8. Мучение железными трезубцами. 9. Избиение святого Мины «шелыгами по шее и челюстям». 10. Бичевание святого Мины оловянными прутьями. 11. Усекновение главы святого Мины. 12. Погребение святого Мины.

В навершии рамы изображение благословляюшего Христа в окружении орнаментальных облаков, небесных светил, солнца и луны.

Создание живописной рамы с врезкой для более древней иконы не единственный случай в живописи Каргополья. Известны аналогичные рамы, созданные каргопольскими мастерами для образов святителя Николая, Богоматери, Макария Унженского. Как правило, это были наиболее чтимые иконы храмов.

Память святого Мины отмечается 11 (24) ноября.





47. Покров Богоматери

Середина XVII века
Из церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского района
Реставратор Ю.П. Саблин
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Одним из литературных источников создания иконописной композиции Покрова Пресвятой Богородицы было Житие Андрея Юродивого. В нем повествуется, что во время всенощной службы во Влахернском соборе Константинополя, где хранилась риза Богоматери, Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение. Они увидели, как Богоматерь в сопровождении святых подошла к амвону и помолилась, а затем у алтаря сняла с себя мафорий и распростерла его над молящимися.

Другим исходным моментом для создания этой композиции стал особый перковный обряд. Еженедельно во Влахернском соборе во время всенощной службы с пятницы на субботу поднимали покров над образом Богородицы.

На Руси празднование Покрова Пресвятой Богородицы было установлено в XII веке во Владимире. С XIII – XIV века создавались иконописные изображения Покрова.

«Покров Богоматери» выражает идею покровительства, заступничества Богоматери за людей. Праздник Покрова считался в народе покровителем свадеб. В этот день (14 октября по новому стилю) девушки ставили свечи перед иконой Покрова Богоматери и просили Богородицу о женихе. Подвенечная фата (или покрывало) всегда была частью свадебного наряда. Так по сходству свадебного покрывала с покровом или мафорием Богородицы, с которым она молилась за людей, простой народ присвоил дню празднования Покрова Пресвятой Богородицы покровительство над браком.

На иконе Богоматерь изображена в рост на золотистом облаке на фоне большого трехглавого храма. Над ней раскинуто узкое красное покрывало — покров. Слева от нее на облаках изображены апостолы с пророком Иоанном Предтечей, справа — святители. Вдоль верхнего края иконы изображен поясной ряд ангелов. В левой части этого ряда, в темном облаке, поясное изображение благословляющего Иисуса Христа. В нижней части иконы изображен на амвоне прославляющий Богоматерь Роман Сладкопевец. Он держит в руках развернутый свиток. Справа от амвона Андрей Юродивый указывает рукой на Богоматерь своему ученику отроку Епифанию. За ними расположена группа певчих. Слева от амвона изображен Сергий Радонежский с Евангелием в руках, а за ним — царь Константин и царица Елена.

Примечательная особенность иконы — решение архитектурного фона. Вместо одного храма здесь представлено как будто три: клиросы представлены как отдельные здания. Амвон, на котором стоит Роман Сладкопевец, напоминает сохранившийся амвон из Софийского собора в Новгороде.





48. Собор Богоматери

Первая треть XVIII века
Из церкви д. Астафьево Каргопольского района
Реставратор О.А. Пригородова
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

В сложный и многоплановый сюжет иконы заложена идея прославления Богоматери за рождение Спасителя, Икона прославляет одновременно Бога, Богоматерь и Церковь, По преданию, через три дня после погребения Богоматери в Иерусалим прибыл апостол Фома и хотел с ней проститься, Однако, когда апостолы открыли погребальную пешеру, то не нашли в ней тела, остались только погребальные пелены Богоматери, После молитвы они увидели в сиянии небесной славы Богоматерь, окруженную ангелами,

В отличие от аналогичных композиций икона имеет ярко выраженный характер народной картинки, Она напоминает нарядный многофигурный лубок с выразительными персонажами крестьянского типа, Икона содержит подробные пояснительные надписи, сопровождающие изображения групп людей, животных, стихий,

В центре, в ореоле Божественного сияния, окруженная ангелами, на престоле торжественно восседает Богоматерь с младенцем на коленях, На фоне голубого звездного неба изображены поющие и трубящие ангелы, беседующие пастухи, Один из подносящих дары волхвов открывает сосуд, как бы демонстрируя его содержимое; другой, самый молодой, сиял венец с головы, приветствуя Христа и Богоматерь, Здесь и пророки, предсказавшие рождение Эммануила, и весь люд земной: «жены», «девицы», «вдовы», «дети», Есть и Земля, дарующая пещеру — «вертеп», и Пустыня — в виде женщины, подносящей ясли, Внизу — певцы, которые величают Богоматерь,

Икона написана северным крестьянским иконописцем, который не только хорошо знал иконографию, но имел склонность к орнаментации произведений, что роднит его со средой северной народной росписи.





49. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с видом монастыря и избранными святыми

Вторая половина XVII века
Из церкви Рождества Христова д. Большая Шалга Каргопольского района
Реставратор Н.В. Перцев
Фото 14 июня 2024 года




50. Праведный Прокопий Устьянский

Начало XVIII века
Из Ильинской церкви с. Ростовское Вельского района
Реставраторы: А.К. Лисицын, О.Н. Трофимов
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Святой Прокопий Устьянский жил на Севере в XVII веке, умер молодым. По преданию, гроб с телом юноши прибило к берегу реки Устья около села Бестужево (ныне Устьянский район Архангельской области). Сохранилось «Сказание о явлении мощей праведного Прокопия». В нем описано около двадцати чудес, происходивших у мощей святого, в том числе — исцеление людей от неизлечимых болезней. Согласно «Сказанию» мощи праведного Прокопия покоились на паперти церкви села Бестужево. Они привлекали многочисленных паломников, богомольцев. К дням памяти святого была приурочена Прокопьевская ярмарка, проходившая в том же селе. Каждый год в июле вокруг местных церквей собирались купцы, приезжавшие с товарами из Вологды, Вельска, Шенкурска.

Первая икона, изображающая Прокопия Устьянского, написана как образец в середине XVII века Онисимом Карамзиным. Все последующие списки с иконы повторяли этот запомнившийся образ. Святой Прокопий изображается юношей в коротких одеждах. Руки его воздеты в молении перед Богоматерью. В центре иконы — деревянный храм на фоне горы. В древности в селе Бестужево был ансамбль церквей, одна из которых стояла на склоне крутой горы. Легенда повествует, что сначала церковь планировали построить на вершине. Однако бревна, которые привозили на гору, чтобы рубить храм, ночью скатывались ниже, определив тем самым место строительства. Детали храма, изображенного на иконе, свидетельствуют о знании иконописцем северной деревянной архитектуры XVIII века. Очень достоверно написаны шатер, главы, бочки, перекрытые лемехом, слюдяные оконницы и другие важные элементы.

Почитание праведного Прокопия Устьянского преимущественно распространено на землях Архангельской и Вологодской епархий. День памяти святого — 8 (21) июля.





51. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием

1711 год (?)
Соловецкий монастырь
Реставраторы: А.А. Рыбаков, Т.П. Рыбакова
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Среди подвижников Русского Севера наиболее известны преподобные Зосима и Савватий, основавшие в 1429 году на Соловецком острове в Белом море монастырь, которому впоследствии суждено было стать твердыней православного монашества. Святые изображены на иконе в монашеских одеждах, с панорамой обители. Изображенные строения настолько соответствуют реально существовавшим древним постройкам, что их можно использовать как образцы для воссоздания архитектурных памятников монастыря. Икона воссоздаёт картины быта Соловецкого монастыря. На ней можно видеть рыбаков с сетями, монахов, строителей, возводящих кельи, храмы и поморские кресты.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие представлены в молении образу Преображения. Этот праздник считался престольным в Соловецкой обители. Вокруг — сцены жития святых, заключенные в сложные барочные картуши: 1. Зосима прогоняет силой креста бесовские полки. 2. Видение Зосиме церкви. 3. Перенесение мошей Савватия. 4. Водружение Савватием креста на Соловецком острове. 5. Ангелы секут жену рыбака, поселившегося на острове. 6. Чудо преподобного Зосимы об умершей жене. 7. Ангелы привозят Зосиме кережу с хлебом. 8. Исцеление бесноватого Никона у гроба Зосимы. 9. Исцеление Зосимой Мелетия. 10. Исцеление слепого ребенка от образа Зосимы и Савватия. 11. Явление Зосимы и Савватия князю Иоанну Оболенскому. 12. Зосима исцеляет старца Стахия от зубной болезни. 13. Чудо Зосимы и Савватия о двух пленных братьях. 14. Исцеление Зосимой и Савватием отрока Иакова. 15. Исцеление монаха Макария. 16. Чудо Зосимы и Савватия об иноке Василии. 17. Чудо Зосимы и Савватия о бесноватом Илье. 18. Перенесение мощей Зосимы. 19. Явление Зосимы на море «страждущим человекам». 20. Чудо Зосимы и Савватия об умершем отроке.

В нижней части средника тексты с краткой историей монастыря, молитва, тропарь и кондак преподобным Зосиме и Савватию. На свитках в верхних углах средника — текст с экспликацией построек Соловецкого монастыря, заканчивающийся исторической надписью. Из нее следует, что икона создана в честь второго приезда царя Петра I на Соловки. В среднике иконы, на фоне холодного серовато-синего моря показаны корабли царского флота. А на берегу, наряду с монахами, написана группа людей в светских одеждах. Здесь, по-видимому, изображен и сам Петр I

Память преподобного Зосимы Соловецкого отмечается 17 (30) апреля; преподобного Савватия Соловецкого 27 сентября (10 октября).





52. Архангел Михаил небесных сил воевода

Начало XVIII века
Из Благовещенской церкви с. Туглим Ленского района
Реставратор И.И. Омельченко
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда в музее:

Михаил Архангел враг Сатаны и победитель зла – в соответствии с ангельскими чинами считается предводителем небесного воинства. Он почитается также покровителем воинов, верным помощником в ратных делах. Не случайно архангелу Михаилу было посвящено множество храмов, к его заступничеству постоянно прибегали отправлявшиеся в походы князья. Кроме того, в народе верили в то, что архангел Михаил сопровождает души умерших, отгоняя от них грозящую им бесовскую силу.

В образе архангела Михаила Грозных сил воеводы одновременно содержится символическое отображение важнейших христианских догматов — о совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.

На иконе архангел Михаил изображен на мчащемся красном коне. В одной руке он держит кадило и крест, в другой — закрытое Евангелие. У губ Михаила изображена труба, Об ангельской природе свидетельствуют широко распахнутые за спиной крылья, Между крыл — радуга. В нижней части иконы, под ногами коня, изображен поверженный дьявол и опрокинутый град, символизирующий земные погибельные царства. В правом верхнем углу иконы — Эммануил за престолом в окружении ангелов.

В манере северного иконописца проявился новый художественный прием «живоподобного» решения со светотеневой моделировкой. При этом он сохранил присущую ему индивидуальную манеру письма.


А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru