Мой Виртуальный Музей | Россия

Архангельская область

Архангельский Музей изобразительных искусств
Выставка "Народное искусство. Открывая запасники"



Часть 1. Народный костюм


Есть другие странички, посвященные этому музею:
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Начало экспозиции
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Окончание
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Прялки и швейки
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Текстиль, прялки
Выставка Нет праведника без почитания книжного
Выставка Семейные узы
Выставка Поколение героев


Архангельский Музей изобразительных искусств - подразделение Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В 1975 году открылась постоянная экспозиция музея, занимающая два этажа жилого здания на центральной площади города (пл. Ленина, 2)


1. Зал выставки

Фото 14 июня 2024 года




Со стенда в музее:

Выставка «Народное искусство. Открывая запасники» представляет произведения художественной культуры северо-русского народного декоративно-прикладного искусства конца XIX – I половины XX века из собрания Музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Коллекция народного искусства Русского Севера является одной из наиболее полных и интересных собраний Музейного объединения, формирование её было заложено со дня основания Архангельского музея изобразительных искусств в 1960-е годы. В ней представлены высокохудожественные образцы народного костюма, вышивки, ручного ткачества, золотошвейного искусства, шитья жемчугом и бисером, распространенные на территории Архангельского края в середине XIX – начале XX века. Все традиционные центры бытования крестьянского искусства также нашли отражение в музейной коллекции.

Выставка разделена на несколько тематических разделов: народный костюм и головные уборы, узорное ткачество ивышивка, резьба и роспись по дереву.

Основу экспозиции составляют праздничные женские костюмы, что вполне закономерно, так как музей обладает обширной и уникальной коллекцией народного костюма Русского Севера, в которой целостно представлены различные типы комплексов праздничной народной одежды по региональному признаку: крестьянские костюмы Поморья, Мезени, Пинежья, Каргополья и других районов Архангельской области.

В экспозиции вошли костюмы из дорогих покупных тканей русского и зарубежного фабричного производства и выполненные вручную из льняного и хлопчатобумажного домотканого полотна. Традиционный праздничный женский костюм — это сложный, состоящий из множества предметов и деталей комплекс, который предназначался для праздников и других торжественных случаев. В конце ХХ - начале ХХ века на Русском Севере традиционным оставался комплекс женской одежды с сарафаном, который состоял из рубахи или «рукавов», парчового полушубочка-«коротёны», головного убора и пояса. Под влиянием городского костюма в начале ХХ века в крестьянской женской одежде появился новый комплекс, основа которого состояла из юбки и кофты, или цельного платья, сшитого из покупной фабричной ткани. Комплект из юбки и кофты, который был выполнен из одного материала (шёлка, атласа или хлопчатобумажной ткани) на севере ласково называли «парочка».

Яркой и важной частью народного костюма на Русском Севере был головной убор. По нему можно было определить семейно-возрастной и социальный статус женщины. В музее хранится богатая коллекция праздничных женских головных уборов — девичьи повязки, кокошники, повойники, золотошвейные платки и другие типы головных уборов, бытовавшие в различных регионах Архангельского края. Среди них есть уникальные памятники середины Х\ века, которые сохранились до наших дней только в единичных экземплярах. К ним относится такие архаичные девичьи уборы как подчёлок из Каргопольского уезда Олонецкой губернии и свадебный венец из деревни Шардонемь Пинежского уезда Архангельской губернии. Особой красотой отличаются каргопольские кокошники, которые покрывались золотным платом так, чтобы видны были очелье и «ушки».

На Русском Севере было очень развито и имело повсеместное распространение ручное узорное ткачество. Здесь были известны и развиты многие виды ткачества, которые по технике исполнения делятся на несколько групп: пестрядь, браное ткачество, ремизное ткачество, закладное и ажурное. Пестрядь — самый простой вид узорного ткачества, своё название получил от сочетания при ткачестве разных по цвету ниток, в результате получался клетчатый узор или полоска. Браным узором, одним из самых древних, украшали почти все текстильные изделия: полотенца, скатерти, предметы и детали костюма. Ткани, выполненные в ремизной технике тканья, имеют рельефную поверхность со сложным узором. При помощи закладной техники можно выткать, например, текст или фигуры животных. Именно в этой технике выполнены многие представленные в экспозиции пояса.

Украшению текстильных бытовых предметов всегда уделялось главное внимание в крестьянской среде. Вышивка украшала русский традиционный праздничный костюм включая: рубаху, сарафан, передник, головной убор, шейные и нагрудные украшения. В зависимости от назначения предмета, его формы, размера, материала менялись характер вышивки, ее композиция, техника. Праздничная женская рубаха украшалась наряднее, чем повседневная. Особым образом вышивали ворот, оплечья и подол и подод рубахи. Это зависело также и от назначения предмета, например, рубаха – «покосница» которая предназначалась для покосных работ, отличалась широкой полосой вышивки по подолу, богатым орнаментом, цветовой гаммой. Её надевали только в первый день покоса, который считался праздничным. Вышивкой украшали и предметы домашнего обихода: полотенца, скатерти, подзоры простыней.

Значительное место в собрании народного искусства занимает коллекция северо-русских прялок конца XIX – начала XX века. В ней представлены все основные центры росписи и резьбы Русского Севера — Поморье и Каргополье Мезень и Северная Двина, Вага и другие центры прялочного производства.

Резные прялки широко были распространены в Поморье и Каргополье. Поморские прялки самые изящные. Своей веслообразной формой они выделяются среди многочисленных типов прялок, их отличает высокая ножка с небольшой изящной лопастью. Мелкий резной узор на ней чередуется с резьбой «на просвет».

В районе Каргополя, в верховьях Онеги и на Вытегре изготавливали прялки с массивной лопастью иногда расширяющейся книзу, на довольно коротких ножках Крупная масштабная гранёная резьба почти всегда дополнялась раскраской или росписью.

На Русском Севере сформировались два типа росписей: графические и свободно-кистевые. К графическим росписям относятся мезенская, ‚ шенкурская (важская) и уникальная роспись под общим названием «северодвинская», которая формировалась в бассейне Северной Двины, на территории от Красноборского района до Виноградовского. Здесь расположены многие прялочные центры Северной Двины — Пермогорье, Борок, Пучуга, Тойма, Ракулка и Уфтюга. Росписи получили названия от имён этихдеревень и сёл.

Свободно-кистевые росписи были распространены в верховьях Северной Двины — бассейнах Кокшеньги и Ваги; на северо-западе Архангельской губернии, а также по берегам Онеги и Онежского озера, которые входили в зону влияния города Каргополя. Секрет свободно-кистевой росписи в том, что её сразу выполняют красками — без предварительного рисунка. Все свободно-кистевые прялочные росписи объединяет практически единственный мотив — цветы, наносившиеся масляными красками по фону.

Богатейшее собрание подлинных шедевров народного искусства в коллекции Музейного объединения позволяет широко представить неповторимую красоту, самобытность и своеобразие народных традиций Русского Севера В этих памятниках воплотились многовековой художественный опыт народа, его замечательный талант, эстетическая одаренность высокое мастерство, поэтому они заняли полноправное место в нашем музее.


2. Витрина выставки

Фото 14 июня 2024 года




3. Праздничный женский костюм

Конец XIX века
Архангельская губерния, Архангельский уезд
«Рукава»: миткаль, шитьё, вышивка «крест»
Сарафан косоклинный распашной: атлас, ситец, тесьма х/б, металлические пуговицы; шитьё вручную
Кокошник: полотно льняное, позумент; шитьё вручную, шитьё золотное
Фото 14 июня 2024 года




4. Праздничный девичий костюм

Вторая половина XIX века
Архангельская губерния, Холмогорский уезд
«Рукава»: миткаль, шитьё вручную
Сарафан: ткань шелковая жаккардовая, ситец, позумент; шитьё вручную
Коротёна: парча, ткань х/б, позумент; шитьё вручную
Повязка: ткань х/б, позумент, фольга, бисер, жемчуг; бусины, перламутровые плашки; шитьё вручную, низанье бисером и жемчугом
Бусы янтарные (3 нити): огранка ручная
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




5. Праздничный девичий костюм

XIX век
Архангельская губерния, Архангельский уезд
«Рукава»: ткань х/б, шитьё вручную
Сарафан косоклинный распашной – «штофник»: шёлковая ткань – штоф, полотно льняное, позумент, пуговицы металлические; шитьё вручную
Коротёна-«полушубочек»: парча мишурная, ткань х/б, позумент; шитьё вручную
Повязка: штоф, ткань х/б, позумент, мишурная тесьма с бахромой, фольга, жемчуг, бисер, бусы стеклянные; шитьё вручную, шитьё золотное, вышивка бисером
«Заборошник» – шейное украшение: холст льняной, жемчуг, бисер, цветное стекло, металл; вышивка бисером в технике саженья по бели
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




6. Свадебный наряд

Конец XIX – начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд
Рубаха-«исцелинница»: полотно льняное, нити х/б и льняные; шитьё вручную, вышивка «строчка», «косая стёжка», вязание на коклюшках
Сарафан-«синяк»: полотно льняное (крашенина), тесьма полушелковая, шнур шерстяной, пуговицы металлические; шитьё вручную
Повязка – девичий головной убор: позумент, холст, парча, тесьма
Фото 14 июня 2024 года




6. Витрина музея с женскими головными уборами

Фото 14 июня 2024 года




7. «Подчелок» – девичий головной убор

Вторая половина XVIII века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Ткань льняная набивная, тесьма шелковая, бисер, блестки металлические, бусины стеклянные; шитьё вручную, шитьё бисером по бели
Фото 14 июня 2024 года




8. «Венец жемчужный» – свадебный головной убор

XIX век
Архангельская губерния, Пинежский уезд
Бисер, жемчуг, стекла цветные, блестки металлические; шитьё вручную
Фото 14 июня 2024 года




9. Плат «золотный» – девичий головной убор

Конец XIX века
Плесецкий район
(Неразборчиво на фотографии)
Фото 14 июня 2024 года




10. Перевязка – девичий головной убор

Конец XIX века
Олонецкая губерния, Пудожский уезд
Ткань шёлковая, шитьё золотное (остальное неразборчиво на фотографии)
Фото 14 июня 2024 года




11. Кокошники «однорогие» – девичьи головные уборы

№ 4:
Конец XIX века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Х/б ткань, позолоченное пряденое серебро, бисер, перламутровые плашки; золотное шитьё в «прикреп»
№ 5:
Конец XIX века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Кумач, бисер, галун, бусины, пряденое серебро, бить, перламутровые плашки, золотный шнур; вышивка золотными нитями
Фото 14 июня 2024 года




12. Плат «золотный» – девичий головной убор

Конец XIX века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Миткаль, бить, пряденое позолоченное серебро; золотное шитье в «прикреп», по карте и тамбурным швом
Фото 14 июня 2024 года




13. Витрина выставки

Фото 14 июня 2024 года

А)




Б)




14. Праздничный костюм молодой женщины

Начало XX века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Костюм-«парочка» [кофта и сарафан]: ткань шелковая (штоф), х/б позумент, тесьма с бахромой, полушерстяная; шитьё на швейной машинке
Пояс «со словесами» : нити шелковые, х/б и мишурные, шнур мишурный
Кокошник: ткань х/б – кумач; холст льняной; шитьё золотное
Плат «золотный»: ткань х/б, тесьма мишурная с бахромой, серебро пряденой позолоченное, бить; шитьё в прикреп по «карте», шитьё лицевое, вышивка тамбурным швом
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




15. Праздничный костюм молодой женщины

Начало XX века
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд
Костюм-«парочка» [кофта и сарафан]: ткань шелковая, ситец, позумент, тесьма мишурная с бахромой
Пояс: ситец, нити шелковые, льняные и мишурные; ткачество браное
Кокошник «однорогий»: кумач, позумент, жемчуг, бисер; шитьё золотное, низанье бисером
Плат «золотный»: миткаль,, серебро пряденой позолоченное, бить, тесьма мишурная с бахромой; шитьё золотное в прикреп по «карте», вышивка в технике лицевого шитья и тамбурным швом
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




16. Праздничный костюм молодой женщины

Конец XIX – начало XX века
Архангельская губерния, Мезенский уезд, город Мезень
Полурубашье: миткаль, кружево х/б; шитьё
Юбка: ткань шелковая (штоф), ткань х/б, тесьма х/б, позумент; шитьё
Коротёна-«душегрея»: ткань шёлковая, х/б, позумент; шитьё вручную
Повойник с «кустышками»: бархат, сатин, кумач, серебро пряденое позолоченное, бить, блёстки металлические, тафта шёлковая; шитьё вручную, шитьё золотное в прикреп по «карте»
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




17. Большой наряд девушки-«повязочницы»

Конец XIX – начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд
Полурубашье: ткань х/б, кружево, пуговица; шитьё на машинке
Сарафан: тафта шёлковая, ткань х/б, тесьма; шитьё на машинке
Коротёна: парча, ткань х/б, позумент, тесьма, шнур шёлковый; шитьё на машинке, вручную
«Ожерелок» («перелинка») – женское шейное украшение: ткань х/б, нити х/б, пуговицы; шитьё на машинке
«Пёрлышко» – женское шейное украшение: полотно льняное, шнур шерстяной, бисер, пуговицы; шитьё бисером
Повязка: ткань х/б, тесьма х/б, фольга, позумент, бисер, перламутровые плашки; шитье и (неразборчиво на фотографии) бисером
Ленты к повязке: (неразборчиво на фотографии)
Платки наплечные: (неразборчиво на фотографии)
Бусы янтарные (3 нити): (неразборчиво на фотографии)
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




18. Праздничный девичий костюм

Конец XIX – начало XX века
Архангельская губерния, Мезенский уезд
«Рукава»: ткань х/б – миткаль, кружево, нити; шитьё вручную, вышивка в технике «простой крест»
Сарафан косоклинный, распашной – «камлотник»: ткань х/б – камлот, полотно льняное, позумент, тесьма парчовая; шитьё
Повязка: ткань х/б – кумач, позумент, фольга, бисер, жемчуг; шитьё вручную, низанье бисером и жемчугом
Фото 14 июня 2024 года




19. Праздничный костюм молодой женщины

Начало XX века
Архангельская губерния, Мезенский уезд
Платье: атлас, ткань х/б, кнопки металлические; шитьё на машинке, шитьё вручную
Повойник с «кустышками»: полотно льняное, парча мишурная узорная, тесьма, тафта шёлковая; шитьё
Шаль шёлковая («рипсовая»): шёлк
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




20. Праздничный костюм молодой женщины

Конец XIX – начало XX века
Архангельская губерния, Пинежский уезд
Рубаха-«воротушка»: полотно льняное, кумач, нити х/б; шитьё вручную, вышивка «набор», «роспись»
Сарафан-«набивальник»: полотно льняное, тесьма х/б, шнур шерстяной; шитьё вручную, набойка кубовая и верховая
Повойник: атлас, тафта шёлковая, полотно льняное, тесьма, синель, серебро пряденое; шитьё вручную
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




21. Доски набойные

1870-е годы
Мастер: Опарин Ефим Денисович (1844 – 1914)
с. Шардонемь, Никитинская вол., Пинежский уезд, Архангельская губерния
Дерево, металл; резьба
Фото 14 июня 2024 года




22. Праздничный женский костюм

Конец XIX – начало XX века
Олонецкая губерния Каргопольский уезд
Рубаха: ткань х/б – кумач, полотно льняное, кружево; шитьё
Сарафан домотканый пестрядинный: пестрядь домотканая, полотно льняное, кумач, бейка х/б; шитьё вручную
Пояс: нити шерстяные и х/б; ткачество браное
Платок: ситец, печать
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




23. Женский «покосный» костюм

Конец XIX – начало XX века
Олонецкая губерния Каргопольский уезд
Рубаха-«покосница»: ткань х/б – кумач, пестрядь сине-красная, нити шерстяные; шитьё, вышивка в технике «набор»
Сарафан-«кумачник»: кумач, тесьма полушерстяная и шерстяная; шитьё вручную, шитьё на машинке
Пояс: нити шерстяные, льняные; ткачество закладное
Платок: ситец, печать
Фото 14 июня 2024 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




24. Лукошко (набируха для сбора ягод)

Конец XIX – начало XX века
Русский Север
Дерево, луб, береста; роспись
Фото 14 июня 2024 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru