Мой Виртуальный Музей | Россия

Архангельская область

Архангельский Музей изобразительных искусств
Выставка "Нет праведника без почитания книжного"
Рукописная книга Русского Севера XV – XX вв. из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»


Есть другие странички, посвященные этому музею:
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Начало экспозиции
Христианское искусство Русского Севера XIV - XIX веков. Окончание
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Народный костюм
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Прялки и швейки
Выставка Народное искусство. Открывая запасники. Текстиль, прялки
Выставка Семейные узы
Выставка Поколение героев


Архангельский Музей изобразительных искусств - подразделение Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»
В 1975 году открылась постоянная экспозиция музея, занимающая два этажа жилого здания на центральной площади города (пл. Ленина, 2)


1. Зал выставки

Фото 14 июня 2024 года




Со стенда на выставке:

Рукописные книги пришли на Русь вместе с принятием христианства. Государству требовалось хорошо подготовленное духовенство, а также нужны были грамотные люди для дипломатической, хозяйственной и иной деятельности. На Руси всякое просвещение начиналось со «священного писания». В школах читали Часослов, Псалтырь, Апостол. Разделить древнерусские книги на богослужебные, учебные и предназначенные для домашнего чтения довольно трудно, но можно отметить основные литературные жанры.

К житийной литературе относятся книги, объединяющие жизнеописания христианских подвижников: чудеса, видения, сказания об обретении и о перенесении мощей. Краткое изложение жития святых входят в Прологи. Более полное жизнеописание представлено в Четиях-Минеях. Житийная литература часто заменяла людям художественную, будила фантазию, возбуждала эмоции, больше походила на исторические повествования.

Для домашнего чтения любимым жанром на Руси были «Сборники» – среднее звено между религиозной и светской литературой. В эти книги входили фрагменты из «священного писания», творения «отцов церкви», произведения других античных и средневековых писателей, статьи о риторике, логике, поэтике, сведения из истории и т.д.

Со времени появления христианства рядом с канонической церковной литературой существовала неканоническая (апокриф). В книжной традиции ( в основном старообрядческой) апокрифы были популярны на Руси. Их включали в рукописные сборники даже в XIX столетии. Параллельно в устной народной культуре существовал могучий пласт духовных стихов, поверий, легенд, сказаний, молитв, заговоров и суеверий, возникших под влиянием неканонической литературы. В образованной части общества и в официальных церковных кругах с безразличием, но чаще с осуждением смотрели на духовный мир простолюдина, а вместе с тем и на апокрифический фольклор.

Церковное пение, понимаемое как сакральный феномен, как часть ритуала, закономерно нуждалось в письменной фиксации. Певческая книга возникла на пересечении таких важнейших для русской средневековой культуры понятий, как «пение» и «книга», она является частью корпуса сакральной книжности. В певческой книге соединились эмоциональность пения и книжная премудрость.

Художественно оформленные рукописные книги являются ценным вкладом русского народа в мировую сокровищницу культуры. Сохдание рукописной книги в XVIII веке перестает быть уделом прослойки профессиональных книжников. Теперь этим занимаются грамотные представитель всех сословий до крестьян включительно.

В XVIII – XIX веках в северных городах получили широкое распространение богато иллюстрированные повести и сказания, переписанные с более старых рукописей. В то же время появляется новая литература, уходящая корнями в народные культурно-исторические традиции. В русском книжном оформлении начинают вырабатываться новые художественные приемы. Предназначение миниатюр становится иным, чем в книгах XV – XVII веков. Теперь уже нельзя считать их иллюстрациями к тексту, корее текст во многих рукописных книгах поясняет картинку-миниатюру. Особенности рукописных книг XVIII века, неразрывно связанных с народным лубком, привели к образованию нового типа иллюстрированной рукописной книги, отличавшейся простотой и доступностью образов. Это альбомы с цветными картинками и пояснительными к ним текстами. Миниатюры в рукописных книгах XVII – первой четверти XIX века обладали преимуществом, которого не хватало книгам печатным, они были цветными, раскрашенными от руки, размером в страницу.

Особый интерес представляют поморские манускрипты, или, как их еще называют, ениги поморского письма. Их декоративно-художественному облику присущи черты стиля барокко, который получил на страницах северо-русских рукописей XVII – XVIII веков весьма своеобразное выражение. Книжный орнамент приобретает здесь как бы скульптурную форму, причем фантазия художников просто неисчерпаема.

Богатое художественное оформление и декоративное убранство рукописных книг XVIII – XIX веков, большое разнообразие тематики этих книг говорит о значительном культурном уровне русского общества того времени.


Со стенда на выставке:

На Руси житийная литература являлась популярнейшим жанром и служила неиссякаемым источником духовной жизни всех слоев русского общества. Житие (агиография) как жанр христианской письменности имеет своей целью не воссоздание исторически достоверной биографии, а выявление сути и вневременного содержания подвига святого, земная жизнь которого была путем к Богу.

Пролог – один из главных сборников в Древне Руси, а затем и в Московском государстве, он содержит краткие жития святых, распределенные по дням года, в которые празднуется их память. Этот сборник был переведен с греческого на церковнославянский язык на Руси в начале XII века. Позже стал дополняться житиями русских святых, память которых стала отмечать русская церковь. Пролог был частью Церковного Устава и читался на утренней службе в церкви.

Обычно годовой пролог делили на два тома. первый том включал сентябрьскую половину года (сентябрь – февраль), второй – мартовскую (март – август).


2. Пролог, сентябрь – февраль

Последняя треть XV в.
Поступил в 1973 г. Экспедиция музея в Каргопольский район
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Пролог. XV век

Житийный сборник, в котором размещены краткие жития святых по дням их церковного поминовения, начиная с сентября и заканчивая февралем.

Во время многолетних войн на Балканском полуострове в XV веке многие болгары и сербы спасались на русской земле. Они принесли свои культурные традиции и свой стиль оформления книг, который получил развитие уже на русской почве. В рукописных книгах появилась так называемая балканская плетенка. Чаще всего это ряд одинаковых кругов из жгутов, переплетенных между собой. Заставки этого стиля рисуются обычно киноварью, но в роскошных изданиях используется несколько цветов. Основной фон заполнен зеленой краской с белыми жемчужинами и желтой крской с белыми ромбами.





Со стенда на выставке:

Церковная реформа XVII века, начатая патриархом Никоном, ставила целью исправление обрядов и богослужебных текстов Русской церкви по образцу Греческой. Это вызвало волну протеста среди верующих и привело к расколу общества на противников реформ и принявших изменения в церковном уставе. Со времени выхода в 1655 году первого исправленного «Служебника» российское книжное дело условно разделилось на две ветви – официальное и старообрядческое. Гонения на старообрядцев и запреты на издания старообрядческих книг на территории Руси стали причиной расцвета искусства рукописной старообрядческой книги. Не имея возможности печатать книги, старообрядцы создавали рукописи, ориентируясь на образцы старых мастеров в оформлении и манере письма.


3. Увет духовный

1682 г.
Поступил в музей в 1986 г. из церкви Рождества Христова с. Прилуки Онежского района
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

«Увет духовный» 1682 год

Знаменитая полемическая книга была написана архиепископом Афанасием Холмогорским. Это был ответ Православной церкви на драматические события раскола, таившие в себе опасность для церковных и светских властей. В первой части книги Афанасий излагает историю исправления богослужебных книг при патриархе Никоне и призывает православных подчиняться законному порядку святой церкви. Описывает также исторические прения 1682 года в Грановитой палате между сторонниками новой веры и старообрядцами. Во второй части подробно разбирает и обличает взгляды старообрядцев. В качестве главного принципа ведения спора автор избирает лаконизм изложения своей позиции и опору на книжное наследие Древней Руси. «Увет духовный» был своевременной книгой, которой православные пастыри могли пользоваться для полемики с ревнителями «древлего благочестия».





4. Андрей Денисов. Поморские ответы

1723 г.
Книга поступила в музей в 1980 г. из г. Москвы
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Андрей Денисов. Поморские ответы. 1723 год

Поморские ответы, или «ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита», были созданы в Выговской старообрядческой пустыни в ответ на 106 вопросов, присланных на Выг православным миссионером. Текст «Ответов» был трудом целой группы книжников под руководством Андрея Денисова с использованием многочисленных литературных, исторических и иконографических источников. «Поморские ответы» считаются самой авторитетной книгой в защиту старообрядчества. В гигантском сочинении сформулированы основные пункты учения. Здесь подробно разбираются вопросы о старых и новых богослужебных книгах, об обрядовых различиях, о проблемах догматического характера. «Поморские ответы» разошлись по России в большом количестве списков. Книга роскошно оформлена в самых лучших традициях поморского стиля.





5. Сборник

Первая четверть XIX в. (белая дата 1815 г.)
Поступил в музей в 2005 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Сборник текстов о путях совершенства и духовных мытарств

Уникальный памятник письменности, созданный в первой четверти XIX века. Все повествования имеют иллюстрации в виде длинных складывающихся полосок (по вертикали или по горизонтали). Состав книги условно можно разделить на несколько частей. Открывается сборник повествованием: «Лествица духовная и восходная на небо...». Автор призывает читателя к духовному очищению и самосовершенствованию, его занимает идея постепенного восхождения к праведной жизни.

Текст проиллюстрирован Лествицей: ключом к вратам от Царства Небесного. Общий вид композиции представляет собой подклеенные встык листы, имеющие форму ключа. Средняя часть ключа представляет собой лестницу из 60 пронумерованных ступеней. На разной высоте по ним взбираются девять человек. Головка ключа показывает Царство Небесное, во врата которого упирается лествица заповедей. В центре небесного града возвышается Господь на престоле.


А)




Б) Фрагмент




6. Сборник старообрядческий нравоучительного содержания

Вторая половина XIX в.
Поступил в музей в 1986 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




7. Сборник слов, поучений и патериковых повестей

Вторая половина XVIII в.
Книга поступила в музей в 1986 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




8. Обиходник на крюковых нотах

Начало XIX в. (белая дата 1806 г.)
Поступил в музей в 2005 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




9. Ирмологий и октоих на крюковых нотах

Конец XVIII в. (белая дата 1795 – 1796 г.)
Книга поступила в музей в 1984 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




10. Избранные песнопения из службы Рождества Христова на крюковых нотах

Последняя треть XVIII в.
Книга поступила в музей в 2004 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




11. Праздники на крюковых нотах

Начало XIX в.
Книга поступила в музей в 1990 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




12. Сборник житий

Вторая треть XVIII в.
Книга поступила в музей в 1984 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




13. Сборник старообрядческий лицевой

Конец XIX – начало XX в.
Книга поступила в музей в 2001 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




14. Евангелие тетр

Конец XV – начало XVI в.
Книга поступила в музей в 1986 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




15. Апостол апракос краткий

Первая половина XVI в.
Книга поступила в музей в 2007 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




16. Страсти Христовы

Вторая половина XIX в.
Книга поступила в музей в 1993 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Страсти Христовы
Вторая половина XIX века

Обширная повесть о последних днях жизни Иисуса Христа принадлежит к средневековой литературной традиции. Вместе с тем она до сих пор читается в старообрядческой среде, а в некоторых согласиях пользуется особой популярностью. Такое активное существование памятника древней письменности параллельно с литературой нового времени само по себе чрезвычайно интересно. Но еще более интересно то, что именно эта повесть была первой в русской литературе попыткой художественного осмысления жизни и жертвенного подвига иисуса Христа, попыткой превратить Сына Божия из сакральной фигуры в художественный образ. Цикл «Страсти Христовы» занимал большое место в русской рукописной литературе, в духовных стихах. Существовала традиция общего домашнего чтения «Страстей Христовых» на Страстной седмице Великого поста.





17. Страсти Христовы

Последняя четверть XVIII в. (белая дата 1783 – 1788 гг.)
Книга поступила в музей в 2015 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Страсти Христовы
Последняя четверть XVIII в.

Кроме богослужебных, учительных и житийных книг, старообрядцы изготовляли и церковно-полемические, а также апокрифические, то есть такие религиозные сочинения, которые не признавались официальной церковью. На Севере широкое хождение имели произведения о конце света и пришествии антихриста. В старообрядческой рукописной книжности весьма популярной была книга «Страсти Христовы», повествующая о последних днях земной жизни иисуса Христа, его распятии, воскресении и схождении во ад. В книге особенное место занимают эпизоды, почти не затронутые в канонических Евангелиях. Повесть охватывает события от Лазаревой субботы до Пасхи, причем Воскресение Христово описывается как изведение праведных из ада. После этого следуют рассказы о судьбе персонажей, так или иначе причастных к крестной смерти Иисуса Христа.





18. Святцы, сентябрь – август

Вторая четверть XIX в.
Книга поступила в музей в 1988 г. из г. Северодвинска
Фото 14 июня 2024 года




19. Месяцеслов, сентябрь – август

1839 г.
Поступил в музей в 1989 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




20. Псалтирь с восследованием

Последняя четверть XVIII в. (белая дата 1782 г.)
Книга поступила в музей в 1994 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года




21. Апостольские и Евангельские чтения общие ликам святых

Первая четверть XIX в.
Книга поступила в 1967 г. Экспедиция музея в Каргопольский район, дер. Усачёво
Фото 14 июня 2024 года




22. Цветник лицевой

1910 г.
Поступил в музей в 1982 г. из г. Архангельска
Фото 14 июня 2024 года

Со стенда на выставке:

Цветник лицевой, 1910 год

«Цветник» – популярное общее название рукописных и старопечатных сборников неопределенного содержания. «Цветники» состояли из выписок, цитат, примеров, извлеченных из разных источников. Уподобляя себя трудолюбивой пчеле, собирающей сладость с различных цветов, автор мог называть каждый сборник такого характера цветником. До XVII века русские «Цветники» не имели вполне определенного типа, так как выбор статей и отрывков зависел от вкуса составителя, ориентировавшегося на духовные интересы читателя. Со второй половины XVII века начинают появляться «Цветники» как собрания выписок из разных статей, сделанные не столько для душеполезного чтения, сколько для полемических целей. Такие «Цветники» весьма обычны в старообрядческой письменности даже самого последнего времени.






По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru