Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Королевские игры

Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Исторического музея
Выставка в Государственном историческом музее

Часть 1. Доспехи, оружие


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Доспехи, книги, декоративно-прикладное искусство


16.06.2016-17.10.2016
Выставочный комплекс Исторического музея (Площадь Революции, д. 2/3)

Государственный исторический музей впервые представляет публике образцы западноевропейского оружейного искусства периода позднего Ренессанса. XVI век – время наивысшего расцвета оружейного производства, когда создавались предметы вооружения, которые по своему художественному исполнению могут быть поставлены в один ряд с выдающимися произведениями станковой и монументальной живописи.

Многие предметы, составившие основу экспозиции – уникальные произведения искусства, созданные по индивидуальному заказу придворными оружейниками габсбургского императорского двора, княжеских дворов Дрездена и Брауншвейга, мастерами крупнейших художественных и ремесленных центров – Аугсбурга и Нюрнберга. Среди экспонатов представлены работы Конрада и Йорга Зойзенхоферов, Валентина Зибенбюргера и других мастеров.

Эти высококлассные изделия, выполненные мастерами, работавшими в традиции позднего Ренессанса и маньеризма, свидетельствуют не только об уровне мастерства оружейников XVI–XVII вв., но также о художественном вкусе заказчиков. XVI век был пронизан поисками идеального государя. Образ государя-воина, государя-рыцаря был исключительно важен. К формированию такого образа привлекались художники, мыслители, ученые, ремесленники. Они создавали сценарии, декорации, костюмы и прекрасное парадное оружие. Воскрешение средневековой рыцарской культуры являлось одним из способов укрепления образа короля-рыцаря. И одним из наиболее ярких проявлений придворной культуры были турниры, которые в XVI в. представляли собой не только «спортивную» демонстрацию боевых навыков, но и театрализованную постановку – неотъемлемую часть придворных празднеств. Такие состязания были не буквальным повторением турниров XII в., а их имитацией, игровым воспроизведением подвигов легендарных героев. Игровая составляющая турнира заключалась во «вживании» в образ выбранного героя, например, короля Артура или Гектора, что являлось отличительной особенностью «рыцарского возрождения» – периода романтизации рыцарской истории, когда, начиная с XV в., значительно возрос интерес дворянской элиты к рыцарским традициям и атрибутике.

Украшенное оружие, как неотъемлемая часть придворного обихода, использовалось в ритуалах, связанных с жизнью двора: триумфах, турнирах, охоте, стрелковых состязаниях, в различных сценариях придворного церемониала. Наибольший интерес на выставке представляют личные вещи королей, курфюрстов, герцогов. Среди них – парадные доспехи французского короля Франциска I, герцога Легницы и Бжега Фридриха II, архиепископа Альбрехта Бранденбургского, курфюрста Бранденбургского Иоахима II Гектора, герцога Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского и других исторических персон.

Отдельные памятники, представленные на выставке, поступили в Исторический музей из коллекции А.А. Катуар де Бионкура, коллекции Г.А. Брокара, Военно-исторического музея, Музея древностей при Виленской Публичной библиотеке, Военной академии моторизации и механизации им. И.В. Сталина, Центрального музея Красной Армии, Военной Академии им. М.В. Фрунзе.

Значительная часть образцов западноевропейского парадного оружия попала в Исторический музей в 1946 г. из Комитета по делам культпросветучреждений при Совмине РСФСР и происходит из берлинского Цейхгауза. Эти предметы были получены в 1946 г. как объекты компенсаторной реституции после окончания Второй мировой войны. Только в 1957 г. был издан приказ Министерства культуры РСФСР об их включении в основной фонд музея. Научные сотрудники отдела оружия проделали большую исследовательскую работу по выявлению происхождения этих памятников. Они определили принадлежность 1796 экспонатов, вывезенных из музеев Берлина, Шверина и Цербста. Однако в 1958 г. появился новый приказ Министерства культуры РСФСР, согласно которому эти памятники должны были быть возвращены Германской Демократической Республике (ГДР). 27 августа 1959 г. коллекция оружия в количестве 1796 единиц была передана в собственность ГДР. Однако часть предметов этого фонда осталась на хранении в музее, так как источник их происхождения не был установлен. Только в конце 1990-х гг. началось изучение этих памятников, а, начиная с 2008 года, коллектив отдела оружия Исторического музея приступил к атрибуции и реставрации предметов западноевропейского вооружения. Было установлено происхождение 19 комплектов рыцарской брони XVI – начала XVII вв., а также подготовлены к экспонированию предметы холодного, древкового, огнестрельного и метательного оружия.

Выставка является первой демонстрацией западноевропейского доспеха и оружия из собрания Исторического музея, а также показывает оружейные памятники как важный элемент различных придворных церемониальных практик европейских дворов.

1. Шлем бургиньот

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Саксония (?), Конец XVI века
Сталь, кожа, краска; ковка, выколотка, травление, гравировка, резьба, лак
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




2. Залы выставки

Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




В)




3. Шлем «максимилиан»

Священная Римская империя германской нации,
Начало XVI века
Сталь, кожа; ковка, выколотка, резьба
Фото 10 июля 2016 года

4. Шлем «максимилиан»

Священная Римская империя германской нации,
Начало XVI века
Сталь, кожа; ковка, выколотка, резьба
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




5. Рапира, рапира «панцерштехер»

Рапира:
Мастер Антонио Пиччинино
Италия, Милан, конец XVI века
Сталь, дерево; ковка, штамп, травление, резьба
Колющее холодное оружие XVI – XVII вв. Использовалась в бою, на дуэлях и для самообороны

Рапира «панцерштехер»:
Священная Римская империя германской нации,
Германия, последняя четверть XVI века
Сталь, дерево, акулья кожа; ковка, резьба

Появление в XV в. латного доспеха способствовало возникновению нового типа клинкового оружия – панцерштехера (нем. – пробивающий броню), предназначенного для точечного колющего удара.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Рапира, фрагмент




В) Рапира «панцерштехер», фрагмент




6. Шанфрон

Священная Римская империя германской нации,
Южная Германия, Аугсбург (?). Конец XVI века
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, литье, воронение, гравировка, золочение, золотая наводка
Шанфрон предназначался для защиты головы лошади во время копейного поединка Фото 10 июля 2016 года




7. Дильже

Священная Римская империя германской нации,
Австрия, Инсбрук (?). Начало XVI века
Сталь, кожа; ковка, выколотка, гравировка
Деталь парадного турнирного доспеха
Предназначался для прикрытия бедра и колена всадника
Фото 10 июля 2016 года




8. Дильже

Священная Римская империя германской нации,
Австрия, Инсбрук (?). Начало XVI века
Сталь; ковка, выколотка, чеканка, травление, гравировка
Деталь парадного турнирного доспеха «реннцойг».
Предназначался для прикрытия бедра и колена всадника
Фото 10 июля 2016 года




9. Седло рыцарское

Священная Римская империя германской нации,
Саксония (?), Дрезден (?). Вторая половина XVI века
Сталь, дерево, кожа, ткань; ковка, травление, гравировка, золочение
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




10. Полушанфрон

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Нюрнберг. Первая половина XVI века
Сталь, кожа; ковка, выколотка
Шанфрон предназначался для защиты головы лошади во время копейного поединка
Фото 10 июля 2016 года




11. Шанфрон

Священная Римская империя германской нации,
Северная Европа. Около 1490
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка
Шанфрон предназначался для защиты головы лошади во время копейного поединка
Фото 10 июля 2016 года




12. Пистолет колесцовый

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Брауншвейг-Вюльфенбюттель. 1560-е
Сталь, железо, дерево;ковка, слесарная работа, литье, травление, гравировка, резьба с канфарением
Фото 10 июля 2016 года




13. Патронная коробка

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Аугсбург. 1580 – 1590-е
Дерево, железо, сталь, кость; ковка, воронение, гравировка, инкрустация
Патронные коробки предназначались для хранения бумажных патронов, изобретенных в XVI в.
Фото 10 июля 2016 года




14. Патронная коробка

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Аугсбург. 1580 – 1590-е
Дерево, железо, сталь, кость; ковка, воронение, гравировка, инкрустация
Патронные коробки предназначались для хранения бумажных патронов, изобретенных в XVI в.
Фото 10 июля 2016 года




15. Арбалет

Священная Римская империя германской нации,
Германия, Брауншвейг-Вюльфенбюттель. 1596
Сталь, латунь, дерево, кость, ткань, пенька, лен, шелковые и золотые нити; ковка, резьба по металлу, гравировка по кости, интарсия, тонировка, золочение, живопись по металлу
Принадлежал герцогине Елизавете Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1573 – 1626) – дочери короля Дании Фредерика II. Арбалет был изготовлен по случаю рождения дочери Доротеи.
Фото 10 июля 2016 года




16. Арбалет

Священная Римская империя германской нации,
Первая половина – середина XVII в.
Сталь, дерево, кость, перламутр, пенька, шелк; ковка литье, воронение, гравировка, инкрустация, золочение, плетение
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В)




17. Арбалет и ворот арбалетный Иоганна-Христиана, герцога Легницы и Бжега (1591 – 1630)

Священная Римская империя германской нации,
Германия (?), Силезия (?). XVI – XVII вв.
Сталь, дерево, кость, латунь, пенька, кость; ковка, гравировка, травление, инкрустация, интарсия, плетение, цветные тонировки
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Ворот арбалетный




В) Арбалет фрагмент




18. Доспех полевой и турнирный

Принадлежал герцогу Юлиусу Брауншвейг-Вольфенбюттельскому
Священная Римская империя германской нации,
Брауншвейг-Вольфенбюттель, 1560 – 1568 гг.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, чернь
В состав доспеха входят: шлем (закрытого типа), шпангрель, нагрудник с юбкой и набедренниками, два плечевых щитка, защита спины, полная защита рук и ног. Доспех относится к группе памятников, известных в настоящее время как «свадебные доспехи» герцога Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского, выполненные в «брауншвейгском стиле». Этот стиль характеризуют кайма по кромкам декоративных полей, имитирующая жемчужное ожерелье, и определенное художественное оформление – широкое горизонтальное поле с фигурным нижним краем в верхней части нагрудника и прикрытия спины, а также три вертикальных трапециевидных поля на нагруднике и на спине. На нагруднике помещены изображения Юпитера и медальон с надписью: «ACH GOT BEWAR NICHT MECHR LEIB SEEL GUT ERRE» (О, Боже, не дай мне не сохранить Тело, душу, добро и Честь) и ветхозаветном сюжете «Даниил во рву львином».

Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1528 – 1568) – младший сын Генриха V, последнего князя-католика в Вольфенбюттеле. Из-за травмы Юлиус не мог заниматься рыцарскими искусствами и готовил себя к церковному служению. Учился в Кельне и Левене, в 1553 г. соборным капитулом был назначен епископом Миндона. После гибели двух старших братьев в битве при Сиверстаузене, Юлиус стал единственным наследником герцогства. Генрих V стремился любым способом избежать передачи престола сыну, который к тому же принял протестантство. Конфликт с отцом разрешился только после рождения у Юлиуса сына – Генриха Юлиуса.
Юлиус был выдающимся правителем, восстановившим экономическую стабильность княжества. В его правление развивалось горное дело и металлургия, началось строительство Вольфенбюттельской крепости, ставшей одним из самых мощных фортификационных сооружений Северной Германии того времени. Юлиус провел реформы и в военном деле, в 1568 г. в Хельмштедте основал университет – высшее учебное заведение для протестантской знати. Собрание его книг стало основой всемирно известной Библиотеки герцога Августа. После смерти Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского в память о нем профессор Хельмштедтского университета Джоржано Бруно произнес «Утешительную речь».
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




19. Доспех полевой и турнирный

Принадлежал Иоахиму II Гектору, курфюрсту Бранденбургскому
Мастер Валентин Зибенбюргер
Священная Римская империя германской нации,
Нюрнберг, 1540 г.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка
В состав доспеха входят: шлем (бургундский арме), ожерелье, нагрудник с набедренниками, защита спины, полная защита рук и ног.

Валентин Зибенбюргер (1510 – 1564) – доспешный мастер, работавший в Нюрнберге в 1531 – 1564 гг.
Иоахим II Гектор (Гогенцоллерн) (1505 – 1571) – курфюрст Бранденбурга, сын Иоахима I Нестора из династии Гогенцоллернов и Елизаветы, дочери Иоханна I, короля Норвегии, Дании и Швеции. С 12 лет при активной поддержке отца участвовал в политической жизни страны. Его отец был яростным противником Реформации, а мать – лютеранкой. После кончины отца в 1535 г. Иоахим II занял бранденбургский княжеский престол. В 1539 г. перешел в лютеранство, хотя продолжал соблюдать католические обряды. В том де году разрешил евреям, изгнанным после берлинского погрома 1510 г., вернуться в княжество.
Иоахим II Гектор вел активную политику по расширению границ своего государства, в 1542 г. во время турецкого похода сам командовал имперским войском в Венгрии. Покровительствовал поэтам и философам, любил торжественные старинные церковные обряды и хоровую музыку, выделял большие средства на нужды церквей. В то же время отличался любовью к роскоши и необузданной расточительностью, что привело в расстройство финансы государства.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




20. Доспех полевой и турнирный; шлем от полевого и турнирного доспеха

Принадлежал Иоахиму II Гектору, курфюрсту Бранденбургскому
Священная Римская империя германской нации,
1539 – 1542 гг.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение

На нагруднике помещено изображение Распятия.
В состав доспеха входят: ожерелье, нагрудник с копейным крюком и набедренниками, защита спины, полная защита рук и ног.

Шлем:
Мастер Петер фон Шпеер
Священная Римская империя германской нации,
Саксония, Аннаберг, 1560 г.
Сталь, латунь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, резьба, лак
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




21. Доспех полевой и турнирный

Принадлежал Фридриху II, герцогу Легницы и Бжега
Мастер Конрад Зойзенхофер, художник Даниил Хопфер
Священная Римская империя германской нации,
Австрия, Тироль, Инсбрук, 1512 – 1515 гг.
Сталь, латунь, кожа; ковка, слесарная работа, выколотка, травление, гравировка, золочение

На нагруднике помещено изображение Распятия.
В состав доспеха входят: шлем (бургундский арме), нагрудник, защита спины, полная защита рук и ног, съемная юбка. В оформлении использованы сюжеты и отдельные изображения: Самсон и Далила, Юдифь с головой Олоферна, Геракл и Антей, Виргиния, Саломея, идолопоклонство Соломона, Филлида и Аристотель, Адам и Ева, Томирис с головой Кира. Комплект включал полный доспех для лошади, хранящийся в Немецком историческом музее в Берлине.

Доспех создан инсбрукским оружейником Конрадом Зойзенхофером (1450/1460 – 1517), возможно к торжествам по случаю свадьбы Фридриха и дочери польского короля Елизаветы, состоявшейся в 1515 г. Декор выполнен в технике травления с гравировкой и золочением. Травление разной глубины по стали, изобретенное немецким художником и оружейником Даниилом Хопфером (1470 – 1536), технологически является прототипом офорта. Часть декора имитирует разрезы на ткани и служит одним из признаков «костюмного стиля», популярного в начале XVI в., когда оформление доспехов копировало придворную одежду.
Фридрих II фон Лигниц-Бриг (1480 – 1547), герцог Легницы и Бжега из династии солезских герцогов – второй сын Фридриха I и герцогини Людмилы, дочери короля Богемии, после кончины супруга объявленной регентшей. Фридрих и его братья некоторое время находились под опекой матери. В юности он провел некоторое время в Праге, при дворе короля Богемии Владислава II Ягеллона, а в 1507 г. совершил паломничество в Святую землю. В 1521 г. выступал посредником в переговорах между Великим магистром Тевтонского ордена Альбрехтом Бранденбург-Ансбахским и королем Сигизмундом I. Во время правления Фридриха Легницкое княжество процветало – велось активное городское строительство, реконструировались крепостные укрепления, появилось городское освещение. Убежденный сторонник Реформации Фридрих II основал в 1526 г. в Легнице первый протестантский университет. Несмотря на приверженность протестантизму, он позволил своим подданным самостоятельно выбирать религию.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




22. Доспех полевой и турнирный

Принадлежал Альбрехту Бранденбургскому
Священная Римская империя германской нации,
Германия, первая половина XVI в.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золочение

В состав доспеха входят: шлем (бургундский арме), нагрудник, защита спины, защита рук и ног. Набедренники оформлены рельефной композицией с символикой ордена Золотого руна – бургундским крестом св. Андрея и кресалом с литерой «B». В верхней части нагрудника – изображение батальной сцены и герб владельца.

Альбрехт Бранденбургский (1490 – 1545) – маркграф Бранденбургской марки (1499 – 1513), администратор Хальберштадтского архиепископства (1513), архиепископ и курфюрст Майнцский (1514), эрцканцлер Священной Римской империи (1514), кардинал Сан-Кризогоно (1518). Необходимость погашения долгов перед банкирским домом Фуггеров побудила Альбрехта получить от папы Льва X разрешение на продажу индульгенций, при условии, что половина вырученной суммы пойдет на строительство собора Св. Петра в Риме. Торговля индульгенциями заставила Мартина Лютера обнародовать свои знаменитые 95 тезисов, положивших начало Реформации, в отношении которой Альбрехт занимал крайне жесткую позицию, хотя и дружил с гуманистом Ульрихом фон Гуттеном.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




23. Доспех полевой и турнирный

Принадлежал Иоганну Георгу Бранденбургскому, герцогу Егерндорфскому
Монограммист HR
Священная Римская империя германской нации,
Германия, Аугсбург, 1590 – 1600 гг.
Сталь, латунь, кожа, ткань; ковка, выколотка, воронение, травление, резьба, золотая наводка

В состав доспеха входят: шлем, ожерелье, нагрудник, юбка, защита спины, турнирный щиток, оплечья, полная защита рук и ног. Многосоставный доспех богато декорирован воронением и золотой наводкой. В эпоху позднего Средневековья Аугсбург, наряду с Нюрнбергом, являлся крупнейшим центром по производству доспехов не только Германии, но и всей Европы, в частности, здесь работали одни из лучших плакировщиков.

Иоганн Георг фон Бранденбург (Гогенцоллерн) (1577 – 1624) – маркграф Бранденбурга, епископ Страсбургский, герцог Егендорфский, сын курфюрста Бранденбургского Иоахима III Фридриха и Катарины Бранденбург-Кюстринской. Получил образование в Страсбургском университете, где открыто проповедовалась реформаторская доктрина. В 15 лет был избран администратором Страсбургского епископства. В 1613 г. принял протестантство. Состоял на службе у короля Богемии, курфюрста Пфальцского Фридриха V, известного как Зимний Король. В ноябре 1620 г. участвовал в битве у Белой Горы между войсками императора Священной Римской империи германской нации и мятежными протестантами. Фридрих потерпел поражение, и доспех Иоганна Георга был захвачен императорскими войсками в качестве трофея.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Фрагмент




24. Гарнитур полевой и турнирный

Принадлежал Франциску I, королю Франции
Мастер Йорг Зойзенхофер, художник Деген Пиргер
Священная Римская империя германской нации,
Австрия, Тироль, Инсбрук, 1539 – 1540 гг.
Сталь, кожа; ковка, выколотка, травление, гравировка, золотая наводка

В состав гарнитура входят: шлем (закрытого типа), нагрудник, защита спины, защита рук и ног. Художественное оформление создано Дегеном Пиргером, Паулем Даксом и Хансом Польхаймером. Доспех является базовой (полевой) частью большого гарнитура, турнирные детали которого находятся в Музее истории искусств в Вене. В январе 1539 г. эрцгерцог Фердинанд Австрийский, брат императора Карла V, поручил своему придворному мастеру Йоргу Зойзенхоферу изготовить 17 комплектов доспехов для короля Франции Франциска I, его двух сыновей, герцога Карла Орлеанского и других вельмож к торжествам по случаю триумфального въезда монарха в Париж. В 1540 г. Карл V преподнес роскошный подарок Франциску I.
До 1815 г. доспех находился в Париже, но после сражения при Ватерлоо был вывезен в Берлин в обозе фельдмаршала Блюхера. В 1827 г. записан в инвентарные книги Цейхгауза, где и находился до 1946 г.

Франциск I (1494 – 1547) – представитель ангулемской ветви дома Валуа, король Франции с 1515 г., вошедший в историю как просвещенный монарх и щедрый покровитель наук и искусств. По приглашению Франциска во Францию прибыли Леонардо да Винчи, Франческо Приматиччо, Бенвенуто Челлини. При дворе работали итальянские архитекторы, построившие замки Блуа, Азе-ле Ридо, Шенонсо, Шамбор.
Йорг Зойзенхофер (1500/1505 – 1580) – доспешный мастер, сын придворного оружейника Ханса Зойзенхофера (1470 – 1555), племянник императорского оружейника Конрада Зойзенхофера (1430/1460 – 1517), в 1539 – 1558 гг. работал в Инсбруке в придворных мастерских замка Амбрас – резиденции династии Габсбургов.
Фото 10 июля 2016 года

А)




Б) Фрагмент





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru