Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный музей Востока

Неувядающий сад
Османская керамика XVI-XIX вв
Выставка в Государственном Музее Востока

Часть 1. XVI - XVII вв.

Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. XVIII - XIX вв.

Главное здание на Никитском бульваре
13.11.2020 — 23.02.2021
Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Куратор выставки: Мария Кулланда


Экспозиция посвящена одному из самых знаменитых видов прикладного искусства Османской Турции – расписной керамике XVI-XIX вв. На выставке будет представлено более 50 экспонатов из коллекции музея: фаянсовая расписная посуда разных малоазийских центров, лощеная столичная и провинциальная керамика позднеосманского периода, украшенная резьбой, золочением и серебряной аппликацией, а также дополняющие экспозицию драгоценные ткани XVI-XVII вв. и анатолийские ковры XIX в.

В середине XVI века на фоне создания огромной и могущественной империи в турецком искусстве произошли изменения, обозначившие рождение нового художественного стиля. Основой классического османского декоративного языка стали цветочные узоры — тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, нарциссы и хризантемы, цветы сливы и персика, – выполненные в своеобразной узнаваемой манере. Особенности нового имперского стиля, созданного художниками стамбульской придворной мастерской, нашли выражение в разных видах турецкого искусства — изготовлении драгоценных тканей, вышивок, ковров. Наиболее ярко они проявились именно в керамическом производстве, расцвет которого связывают обычно с малоазийским городом Изник, где в XVI-XVII вв. создавались великолепные изразцы для дворцов и мечетей турецких городов.

Тот же художественный репертуар, те же яркие краски и манера исполнения узоров, создающие впечатление цветущего райского сада, отличают и оформление производившейся в Изнике (и, возможно, других центрах) фаянсовой посуды, среди которой преобладают блюда разного размера и форм. Именно изделия этого типа XVI-XVII вв. с характерной подглазурной росписью демонстрирует первый раздел экспозиции. Представленные в этом зале шелка и бархаты того же времени дают возможность увидеть, как художественные задачи, поставленные дворцовыми художниками, воплощались в разных материалах.

Второй раздел выставки отсылает к позднему имперскому периоду, когда производство в Изнике прекратило свое существование, и искусство изготовления керамики продолжало развиваться в других центрах, в новых политических и экономических условиях, испытывая усиливающееся влияние Европы.

Турецкая коллекция не включена в состав постоянной экспозиции Государственного музея Востока, а со времени последней выставки керамики прошло уже более двадцати лет, и предлагаемая экспозиция – одна из редких возможностей познакомиться с интереснейшим музейным собранием.

1. Первый зал выставки

Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




Со стенда на выставке
«Изникская» керамика XVI – XVII вв.


Турецкое керамическое производство османского времени ассоциируется главным образом со знаменитым центром изготовления художественной керамики – городом Изником (византийская Никея). Этот маленький городок на северо-западе Малой Азии был захвачен войсками султана Орхана (1326-1361) в 1331 г. Внимание властей обратилось к Изнику в конце XV в., когда султанский двор начал активно интересоваться местным керамическим производством, существовавшим здесь еще с византийских времен. Отныне мастера Изника почти на два века оказались связаны с османской столицей. Вероятно, имитации изготавливаемой здесь керамики создавались и в других центрах Малой Азии, однако традиционно все подобные изделия носят название «изникских».

Начиная с правления Мехмеда II (1451-1481) стиль придворной художественной мастерской наккашхане постепенно начал определять тенденции развития османского ремесла, в том числе производства керамики. Основным гончарным материалом стала смесь глины, кварцевой основы и стекловидного сплава (фритты) – состав, изобретенный в X-XII вв. на Ближнем Востоке в подражание китайскому фарфору и распространившийся в течение нескольких столетий по всему мусульманскому миру. В палитру узоров, украшавших изникские изделия, наряду с традиционными исламскими мотивами вошли изображения, заимствованные из китайского искусства: виноградные гроздья, волшебный гриб линчжи, «китайские облачка», узор из строенных кружков и волнообразных полосок чинтамани, многолепестковый лотос. Все эти революционные технические и эстетические новации в большой степени явились следствием инициатив султанского двора, оказывавшего покровительство искусствам.

Крепнущая османская держава нуждалась в демонстрации собственного величия, зримым выражением которого стали грандиозные имперские постройки. Традиция создания изразцовых покрытий для общественных зданий способствовала росту спроса на декоративную облицовочную плитку. С середины XVI в. главным клиентом Изника стал султанский дворец, обеспечивавший поставки сырья и неизменный спрос на местную продукцию. Изготовление посуды превратилось в своего рода «побочную ветвь» производства, направленного в основном на создание изразцов. Тем не менее, все изменения, происходившие в придворной наккашхане, откуда приходили образцы узоров для керамистов, выполнявших государственные заказы на изразцовые плитки, чутко улавливались в мастерских, где не переставали производить декоративно оформленную посуду, так, возникновение и развитие созданного придворными художниками нового имперского цветочного стиля нашло отражение не только в производстве изразцов, но и в изготовлении утвари с красочной подглазурной росписью.

Именно с этим декоративным стилем, складывавшимся на протяжении нескольких десятилетий и утвердившимся к середине XVI в., связана большая часть изникских изделий ГМВ.

Этот стиль, основой которого стал богатейший растительный орнамент, отличался от предшествующего и красочной палитрой включавшей яркие оттенки рельефного красного и зеленого, и декоративным репертуаром, состоявшим главным образом из натуралистических изображений цветов, и приемами исполнения. Он стал формой художественного самоопределения для тех, кто считал себя частью османской цивилизации и культуры, поэтому столь естественно его появление и в других видах ремесла, процветавших под патронатом османской власти – прежде всего в производстве атласных и бархатных тканей. Образ райского сада, столь значимый в сознании мусульманина, приобрел в этих произведениях узнаваемый османский характер.

Тюльпаны, гвоздики, розы, гиацинты, цветы сливы и персика, зубчатые листья и вьющиеся ветки сложились в особый невербальный художественный язык, ставший воплощением османского искусства и демонстрацией его индивидуальности.

Многочисленные тарелки разных размеров в соответствии с традицией служили не персональной посудой, а блюдами для подачи определенных кушаний: в документах перечисляются их названия - «блюдо для сладостей»; «блюдо для баранины» и другие. Стоила эта керамика довольно дорого, и наряду с еще более дорогим китайским фарфором воспринимались как престижный предмет роскоши, использовавшийся в качестве столовой посуды по торжественным случаям.

Керамическая утварь с подглазурной росписью продолжала производиться в Изнике вплоть до конца XVII в., однако ухудшение экономической ситуации и падение интереса властей к имперскому строительству заметно сказались на качестве и количестве выпускаемой здесь продукции. Прекрасно работавшая в относительно благополучные годы система заказов и фиксированных цен, которыми Изник был тесно связан с султанским двором, перестала быть эффективной и выгодной керамистам. Чтобы спастись от разорения, они были вынуждены прибегнуть к стандартизации, снижению качества работы и поиску новых клиентов. Изделия второй половины конца XVII в., представленные на выставке, демонстрируют постепенно нараставшие изменения, о которых говорит все более тусклая глазурь, теряющие яркость и растекающиеся за контуры краски, небрежность в исполнении рисунка и технические огрехи. Наряду с этим можно констатировать и определенное расширение изобразительного репертуара мастеров, меньше связанных с государственным заказом и придворным вкусом, – так, например, все более частыми становятся разнообразные изображения кораблей, пользовавшиеся популярностью у новых покупателей.


2. Витрина с изникской керамикой середины XVI века

Фото 21 февраля 2021 года




3. Блюдо

Изник, втор. пол. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




4. Блюдо

Изник, втор. четв. – сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




5. Блюдо

Изник, сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




6. Блюдо

Изник, сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




7. Фрагмент бархатной ткани

XVII в.
Шелк, хлопок, металлическая нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




8. Витрина с изникской керамикой XVII века

Фото 21 февраля 2021 года




9. Блюдо

Изник, сер. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




10. Блюдо

Изник, втор. пол. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




11. Блюдо

Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




12. Блюдо

Изник, перв. пол. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года




13. Блюдо

Изник, нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




14. Фрагмент атласной ткани

Середина XVII в.
Шелк, золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




15. Фрагмент атласной ткани

XVII в.
Шелк, золотная и серебряная нити; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года




16. Наволочка бархатная йастык йюзю

Вторая половина XVII в.
Шелк, хлопок, серебряная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




17. Витрина с керамикой и тканью кон. XVI – нач. XVII вв.

Фото 21 февраля 2021 года




18. Фрагмент атласной ткани кемха

Конец XVI – начало XVII вв.
Шелк, золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года




19. Блюдо

Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




20. Блюдо

Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




21. Блюдо

Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




22. Блюдо

Изник, кон. XVI – нач. XVII в.
Полуфаянс, подглазурная роспись
Фото 21 февраля 2021 года




23. Витрина с керамикой и тканью кон. XVI – нач. XVII вв.

Фото 21 февраля 2021 года




24. Фрагмент атласной ткани кемха

Конец XVI – начало XVII вв.
Шелк, золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




25. Блюдо

Изник, кон. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись




26. Фрагмент атласной ткани кемха

Конец XVI – начало XVII вв.
Шелк, серебряная и золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




27. Фрагмент атласной ткани

XVII вв.
Шелк, золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




28. Витрина с керамикой XVI в.

Фото 21 февраля 2021 года




29. Блюдо

Изник, сер. – третья четв. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года




30. Блюдо

Изник, сер. – третья четв. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




31. Кувшин

Изник (?), сер. – сер. XVI в.
Полуфаянс, подглазурная роспись, резерв
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)




32. Наволочка атласная йастык йюзю

Первая половина XVII в.
Шелк, золотная нить; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б) Фрагмент




33. Фрагмент бархатной ткани чатма

Конец XVI в.
Шелк, хлопок, серебряная и золотная нити; ручное ткачество
Фото 21 февраля 2021 года

А)




Б)





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru