Мой Виртуальный Музей | Москва

Государственный исторический музей

Гамбсова мебель

Выставка в Государственном историческом музее

Часть 1. Бюро, пяльца, кресла, стул, диван


Есть другие странички, посвященные этой выставке:
Часть 2. Жардиньерки, геридоны, столы, зеркала, каминный экран, кресла
Часть 3. Столы, бюро, секретеры, комод, каминный экран


Новый выставочный зал (Красная пл., д. 1)
06.07.16 – 03.10.16 - по графику работы музея

Государственный исторический музей впервые представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII – начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765–1831 гг.) и его сыновей Петра (1802–1871 гг.) и Эрнеста (1805–1849 гг.). Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.

Мебель, выполненная в мастерских Г. Гамбса, по праву считается жемчужиной любой коллекции. Именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса – бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Гамбс Генрих Даниэль (1765–1831) – ученик знаменитого европейского мебельного мастера Д. Рентгена, в 1795 г. открыл мебельную мастерскую в Петербурге, в 1810 г. получил звание «придворного механика». За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.

Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.

Один из разделов выставки посвящен предметам обстановки в стиле неорококо. Мебель именно этого периода получила широкую известность как «гамбсова», благодаря упоминанию о ней в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Здесь можно увидеть не только типологический «гарнитур генеральши Поповой замечательный, гамбсовский», но и значительное разнообразие форм кресел и стульев, диваны сложных форм типа «тет-а-тет» и «близнецы», напольные жардиньерки и многое другое, что бытовало в интерьерах наших предков.

На выставке представлены памятники мебельного искусства из собрания Исторического музея, а также из частных коллекций М.Ю. Карисалова и А.В. Руденцова. На выставке демонстрируется серия минифильмов, позволяющих рассмотреть внутреннее устройство предметов, возможности их трансформации, различные потайные отделения; особенности конструкции и технического исполнения, а также детали декора.

1. Бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Конец XVIII в.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, стекло, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, просечка, штамп, монтировка, эгломизе, склейка

Бюро в стиле жакоб относится к образцам мебели, несомненно выполненным в мастерской Генриха Гамбса. Его характеризуют ряд ярких признаков, свойственных этому мебельному производству: высокок качество и особенная тщательность исполнения в том числе покрытие фанеровкой красного дерева даже заднего полика (задней стенки); использование в декор расписного стекла, латунных просечных поясов и профилировок в стиле жакоб, что характерно для деятельности мастерской конца 1790 гг.; включение в корпус надстройки ступенчатого пандуса в основании шкафчика, одновременно являющегося потайным ящиком; применение треугольных элементов, со слегка вогнутым верхним краем, что можно увидеть на примере бюро императора Павла I из малого кабинета в Павловске, изготовленного в 1795 г. Гамбсом.

Еще один фирменный признак – в конструкции бюро заложена возможность трансформации. Предмет имеет две столешницы, отделанные тисненой кожей, нижняя из которых выдвигается из-под верхней, что создает возможность увеличения поверхности для письма.

Верхняя часть бюро украшена вставками расписного стекла, центральная из которых с изображением древнегреческой богини охоты и луны Артемиды. Справа и слева от нее зеркально расположены пейзажи руин, на двух из которых запечатлена пирамида Гая Цессия со стеной Аврелиана Римского форума. Бело-голубая гамма колористического решения напоминает плакетки яшмового неглазурованного фарфора знаменитой английской фирмы Джозайя Веджвуд и Сыновья.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б)




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




Д) Фрагмент




2. Зал выставки

Фото 11 сентября 2016 года




3. Бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, медный сплав, латунь, сукно; столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, литье, чеканка, просечка, золочение, монтировка

Бюро в стиле классицизма относится к эталонным образцам мебели мастерской Генриха Гамбса. Его отличает сложная структура конструкции. Так, небольшая столешница дополнена поверхностью для письма большего размера, которая с внешней стороны выглядит как выдвижной ящик. По сторонам от него находятся две невысокие тумбы с маленькими потайными ящичками внутри. Верхняя часть бюро представляет собой кабинет, фасад которой скрыт панелью, при необходимости поднимающейся и задвигающейся под карниз. Металлический декор типичен для работ мастерской Генриха Гамбса: в нем использованы излюбленные розетки-звезды на черном фоне и полосы просечного металла характерного вида, и гермы на углах фасада, и башмачки в виде обнаженных человеческих стоп, и подсвечники с крышками, и фигурная пластика фриза, и ажурная баллюстрада. Карниз украшен бронзовыми рельефными изображениями двух собак, петуха и лебедя между ними. Центральная деталь декора не сохранилась.

В процессе реставрации было установлено, что фигура петуха имеет более позднее происхождение. Еще одно несоответствие с первоначальным обликом предмета – утрата проножки. Как она выглядела, можно увидеть на примере секретера со сходной опорной конструкцией из собрания М.Ю. Карисалова, который представлен на выставке.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




4. Бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), дуб, лак, медный сплав, латунь, кожа; столярная работа, фанеровка, интарсия, резьба, полировка, литье, чеканка, штамп, золочение, монтировка

Бюро в стиле классицизма представляет собой двухтумбовый письменный стол. Верхняя его столешница сделана из красного дерева, находящаяся под ней – выдвижная, оклеена красным тисненым сафьяном и снаружи выглядит как ящик. Надстройка бюро включает в себя три отделения с закрывающимися шторками полками и выдвижные ящики в навершии, центральный из которых имеет откидную крышку. Он представляет собой выдвижную миниконторку, а его крышка служит пюпитром или небольшой столешницей. При этом центральный ящик может использоваться и по своему прямому назначению.

Особенность бюро – устройство запорного механизма письменного стола, демонстрирующее одну из граней таланта Генриха Гамбса как великого механика. Оно полностью скрыто в корпусе предмета и снаружи видна только стандартного вида ключевина центрального ящика. При повороте в ней ключа язычком, выдвигающимся вверх, фиксируется сам ящик, а расходящимися в стороны металлическими штырями – дверцы тумб.

Сохранившийся частично бронзовый декор демонстрирует основной репертуар, принятый в знаменитой столичной мастерской, и различное качество его исполнения: от детальной ювелирной моделировки (голова горгоны Медузы на ручках тумб) до обобщений с условными очертаниями (букет над ножками).

Бюро является эталонным произведением мастерской Генриха Гамбса. Его близкий аналог находится в собрании Государственного Эрмитажа.м Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




5. Конторка-бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, медный сплав, латунь, холст, стекло, кожа; столярная работа, фанеровка, токарная работа, резьба, полировка, просечка, литье, чеканка, штамп, монтировка, эгломизе, оклейка

Конторка-бюро двухъярусное в стиле жакоб – уникальный образец мебели, созданный для работы в положении сто и сидя. Последнее становится возможным, когда нижняя столешница на всю ее глубину выдвигается вперед вместе с надстройкой, фасад которо включается в единую композицию с передними колоннами. Подобные сложные конструктивные решения особенно характерны для мебели Гамбса. В данном предмете объединены две самостоятельные формы, каждая из которых при этом снабжена дополнительной индивидуальной системой хранения типа небольшого кабинета с ящиками, шкафчиками и нишами.

Внешняя видимая часть предмета фанерована красным деревом, ножки и колонны исполнены токарным образом из массива, внутри этот материал использован лишь для отделки верхней подъемной столешницы. Скрывающие ящики и полки шторки выполнены не из красного дерева, а из тонированной под махагони березы; также окрашен и хвойный задний полик. Подобное регламентированное использование дорогостоящей древесины позволяло часть продукции мастерской Генриха Гамбса предлагать по более низкой цене.

В качестве декора были выбраны излюбленные Гамбсом художественные приемы: украшение латунными профилировками в стиле жакоб (сохранились франментарно) и пластинами расписного стекла-эгломизе. Замок конторки и бронзовые розетки появились в более позднее время, вероятно тогда, когда большая часть латунных накладок была утрачена.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




6. Бюро

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Около 1800 г.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), орех (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, стекло, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, штамп, литье, монтаж, эгломизе, оклейка

Бюро в стиле жакоб можно причислить к работам мастерской Генриха Гамбса на основании ряда представленных в нем характерных черт. Наиболее яркие среди них – латунные профилировки и вставки из расписного стекла. Еще одна деталь, встречающаяся в мебели известной мастерской, - наличие ящиков, выдвигающихся в боковые стороны и скрытых с фасада. В бюро они находятся в верхней части надстройки за навершиями угловых тумб.

До поступления в ГИМ бюро прошло несколько реставраций, в процессе которых были ликвидированы все латунные профилировки, сохранились лишь следы их крепления. Именно поэтому в отделке корпуса встречаются места, фанерованные орехом, – боковые части дверец надстройки и вертикальные бруски фасада по сторонам от ящиков (вставки, скрывающие утраты металлического декора). Интересной деталью, обнаруженной в процессе реставрации,

является система крепления ножек на металлических винтах, вживленных в массив основы. Эта особенность характерна для работ Давида Рентгена, у которого Гамбс заимствовал многие конструктивные и художественные приемы. Бюро украшено плакетками изумительного качества, выполненными в технике эгломизе, со сложными многофигурными композициями и тонкими прорисовками. Сходный облик и, главное, идентичные рисунки на плакетках имеет бюро работы Гамбса 1800-х годов из Екатерининского дворца (собрание Государственного музея-заповедника «Царское Село») и бюро 1800 – 1810-х гг. из собрания Государственного Эрмитажа, принадлежавшее Т.В. Шлыковой-Гранатовой.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




Г) Фрагмент




7. Зал выставки

Фото 11 сентября 2016 года




8. Пяльца

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820 – 1831 гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), береза, лак, металл, х/б ткань, бисер; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, полировка, монтировка, вышивка

Напольные пяльца предназначались для домашнего рукоделия и могли входить в обстановку как парадных, так и жилы интерьеров.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




9. Канапе «тет-а-тет»

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

«Тет-а-тет» – форма небольшого дивана, предназначенного для двоих собеседников, сидящих лицом друг к другу и напоминающая два кресла с общим сиденьем.

Фото 11 сентября 2016 года

А)




Б) Фрагмент




10. Кресла и стул

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, плюш; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

Подобные предметы входят в интерьер будуара Собственной половины Большого Кремлевского дворца, мебель которого была изготовлена в 1845 – 1847-х гг. в мастерской братьев Гамбс.

Фото 11 сентября 2016 года

А) Кресло




Б) Кресло




В) Кресло




Г) Стул




Д) Кресло




11. Диван «сиамские близнецы»

Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1840 – 1850-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), лак, плюш; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка

Диван в виде двух мягких угловых кресел с овальной спинкой между ними носит название «сиамские близнецы».

Фото 11 сентября 2016 года





По вопросам можно обращаться в Администрацию Моего Виртуального Музея, admin@myvirtualmuseum.ru
Рейтинг@Mail.ru